Картина Константина Сомова Портрет А. А. Блока - Константин Сомов
Картина Константина Сомова Портрет А. А. Блока

Картина Константина Сомова Портрет А. А. Блока

Это, пожалуй, самый известный портрет поэта, который можно себе представить. Его тиражировали всюду и везде, и потому лицо Блока было многим известно. Мало того, в отличие от коллеги поэта Есенина Блок вошёл в когорту «красных» поэтов. И произошло это после написания поэмы «Двенадцать».

Именно эту поэму считают пропуском Блока в советскую литературу, которой в бытность поэта ещё и не существовало толком. К сожалению, сам поэт покинул этот мир из-за болезни, но его творчество осталось с русскими людьми.

Портрет А. А. Блока был создан Сомовым для журнала «Золотое руно» по заказу его издателя Н. П. Рябушинского. Рябушинский задумал поместить на страницах журнала изображения лучших представителей своего художественного поколения: писателей. поэтов, живописцев. Портрет А. А. Блока, одного из самых известных поэтов эпохи символизма, вошел в эту серию. В отличие от портрета Е. М. Мартыновой («Дама в голубом» 1897-1900), изображение Блока не имеет никакого отношения к любимому ретроспективному жанру Сомова.
Наоборот, художник очень точен своей психологической характеристикой и натурной убедительностью. Но «эхо прошедшего времени» звучит и в этом портрете. Увлеченный знаток материалов и методов работы старых мастеров, художник прибегает к технике рисунка «в три карандаша», известной еще со времен Возрождения. Мастером этой манеры рисования был любимый Сомовым Жан Клуэ, заложивший основы французской портретной традиции. В этой же технике работал и Доменик Энгр, неоспоримый авторитет для Сомова.
Портрет Блока Константина Сомова представляет собой карандашный рисунок, чуть тронутый гуашью и белилами. Он соединяет в себе строгую, почти фотографическую точность изображения и блестящую стилизацию, что придает портрету современника музейный оттенок. Сомов не только подчеркивает важность фигуры Блока для литературы своего времени, но и помещает поэта в исторический контекст, определяет его масштаб и место в русской культуре. Нарочито скульптурная «лепка» лица поэта поражает непогрешимостью исполнения, так характерным для портретной галереи Сомова. Слегка усталым взглядом великий символист смотрит на мир спокойно, как мудрец, ничему не удивляясь. Возможно, поэт запечатлен в состоянии творческого транса: взгляд его затуманен, губы полуоткрыты.

По сути, поэт был последним романтиком Серебряного века российской поэзии. Его стихотворения отличаются особым стилем, слогом. Да и какие другие мог писать стихотворения человек с таким одуховлетворённым лицом. Широкий и высокий лоб, крупный подбородок, грустные чуть на выкате глаза серо-голубого цвета, еле пробивающиеся усы и кудрявые волосы – вот это облик русского гения. Он воспринял революцию как неизбежное и крайне нужное явление, но всё же успел для себя понять, что всё было не так просто.

Многие критики, до сих пор уверены: останься в живых Блок его ждала бы участь всё того же Есенина – смерть замаскированное под самоубийство. Такие как Блок и его сотоварищи были нужны новым властям до поры до времени. И поэт незадолго до смерти своей это осознал.

Ещё раз посмотрите на его лицо. Оно удивительно спокойно, но при этом есть какой-то элемент усталости в его глазах. И потом если присмотреться, то его лицо чуть скошено влево, а вьющиеся волосы прикрывают довольно-таки большие уши.

Художник постарался максимально близко к оригиналу передать нам образ этого удивительного человека. А удивителен он тем, что в голодное время сумел написать чёткие стихи о времени, о городе, о смене настроений. Он написал всего две пьесы и около несколько сотен стихотворений, но и этого достаточно, чтобы можно было сказать о его гениальности.