Анализ картины Ивана Ивановича Ендогурова Начало весны (1885) - Русские художники
Анализ картины Ивана Ивановича Ендогурова Начало весны (1885)

Анализ картины Ивана Ивановича Ендогурова Начало весны (1885)

Иван Ендогуров ценил скромную красоту русского пейзажа, видел в ней особую нежность. В каждой картине художник стремился не только отразить состояние природы, но и наделить ее образы человеческими эмоциями.

«Начало весны» отличается от большинства классических весенних пейзажей XIX века, наполненных радостным ожиданием тепла и радостью пробуждающейся природы. Картину впервые представили публике в 1898 году, уже после скоропостижной смерти автора. Журнал «Живописное обозрение» в рецензии отметил: «Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его [Ендогурова] пейзажам».

На картине печальные символы соседствуют со светлыми: грязная дорога — и зеленые проталины, тяжелые тучи — и светлеющее на горизонте небо. Однако мрачные серые тона полностью перекрывают метафорический свет надежды — и в «Ранней весне» не видно ни одного луча солнца.

Иван Ендогуров родился в семье морского офицера Ивана Ендогурова и его жены Марии. Он и его брат Сергей (в будущем — известный акварелист) начали заниматься живописью еще в детстве и брали частные уроки у Ефима Волкова, популярного в то время художника. Но, окончив гимназию, Ендогуров отправился получать высшее юридическое образование в Санкт-Петербург.

После окончания университета он решил полностью посвятить себя искусству и поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств. В 1885 году ему вручили малую поощрительную медаль за работы «Задворки», «Березовая роща» и «Ранняя весна», а спустя пять лет, получив большую медаль, Ендогуров покинул Академию.

Иван Ендогуров был невероятно талантливым русским живописцем, графиком и акварелистом. Он получил образование в Императорской академии искусств, и вскоре после этого начал организовывать собственные выставки. Художник очень тонко и искусно передавал настроение живой природы, изображая её с помощью масляных красок и акварели. Он изображал не только русскую природу, но и западно – европейскую, относясь к ней с благоговением и любовью. Мастер пытается как можно глубже проникнуть в мир природы, чтобы как можно лучше передать переменчивость её состояния и глубину красок.

Данная картина является одной из лучших работ художника. Она входит в число изображений французского журнала «Сокровища русской живописи». Глядя на это произведение, можно отметить необыкновенную воздушность полотна, ощутить трепет интимного момента, когда природа словно пробуждается от долгого сна и раскрывает себя миру в полной красе. Мягкие и плавные линии подчёркивают лёгкость кисти мастера, который трепетно и нежно передал момент, предшествующий полному расцветанию и наступлению весны.

Небо кажется воздушным и динамичным, облака словно движутся вдаль, исчезая в лучах золотистого солнца. Ендогуров прекрасно подобрал цветовую палитру, пытаясь максимально точно передать реальные цвета и оттенки произведения. Пейзаж обладает невероятной лиричностью и пробуждает тёплые, светлые эмоции. Благодаря тому, что художник очень часто путешествовал, он смог выделить в своих полотнах все тонкости природы, которая окружала его в том или ином месте. Чувствуется очень бережное отношение и восхищение мастера, ставшего одним из самых лучших русских пейзажистов девятнадцатого века. Его работы хранятся как в Третьяковской Галерее, так и в некоторых музеях Европы.