«Баба в телеге» Валентина Серова – далеко не самая знаменитая картина великого русского живописца, незаслуженно забываемая и обойденная вниманием. Возможно, выбранный сюжет и некоторое однообразие палитры делают ее не такой запоминающейся, по сравнению с другими шедеврами кисти Серова, однако она далеко не так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.
На переднем плане изображены главные герои картины – это жилистая старая лошадь, тяжело бредущая под ярмом, и баба в платке, едущая на телеге. Вокруг них знакомый пейзаж типичной среднерусской природы: лиственный лес на заднем плане едва тронут багровыми красками осени, небольшая речушка разрезает равнину надвое, виднеется сноп сжатой соломы. Краски подобраны самые сдержанные, тусклые, невыразительные, как будто для того, чтобы сильнее подчеркнуть обыденность, типичность этого сюжета, его унылую рутинность.
Только на первый взгляд картина кажется простой, даже скучной. Стоит приглядеться к ней внимательно и постепенно начинает раскрываться авторская идея, его мысли.
Еле бредет худенькая лошаденка, запряженная в тяжелую телегу. Самое необъяснимое в картине — это ощутимое медленное движение, которое удалось передать автору.
Баба в телеге задумчива, печальна. Эта задумчивость и наполняет всю работу неповторимой атмосферой. Скупыми, скромными средствами, минимальным набором красок обошелся мастер. Несмотря на это, созерцание осеннего пейзажа на фоне работы, подталкивает зрителя к размышлениям о скоротечности жизни, о трудностях и нелегких временах. Сама дорога, полная неровностей и камней, неожиданно наполняется символическим смыслом. Время словно замедляется. Работа завораживает зрителя, раскрывает настоящий талант автора, его гениальную задумку.
И лошадь, покорно бредущая в свое стойло, и баба, погоняющая ее к дому, кажется, едва замечают то, что происходит вокруг. Можно было бы сказать, что герои картины погружены в свои мысли, но усталость не дает им времени на размышления. Отупении от ежедневной работы, повторяющейся раз от разу, вгоняет героев полотна в такое же сонное меланхолическое оцепенение, которое охватывает внимательного зрителя.
Безысходность, простота жизни и неизбежность наступающего конца отразились в этом простом и, вместе с тем, вызывающем сюжете. Картина относится к числу наиболее любимых и ценимых самим Серовым, который всегда с ожесточением отстаивал ее ценность. По словам автора, через свое творение он хотел передать общую вселенскую задумчивость, свойственную как человеку, наделенному разумом, так и природе в целом, во всех ее проявлениях: в живых тварях, растениях, даже в небесах и земле, окружающей нас.