Картина Рембрандта Артаксеркс Аман и Эсфирь - Рембрандт Харменс ван Рейн
Картина Рембрандта Артаксеркс Аман и Эсфирь

Картина Рембрандта Артаксеркс Аман и Эсфирь

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660) была создана в начале последнего десятилетия жизни мастера. В основе ее лежит библейский сюжет. Жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, во время пира обвинила любимца царя, царедворца Амана, в коварных замыслах истребить ее народ.

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» является одной из самых известных картин семнадцатого века. Картина написана в раннем 1660 году. За столько лет картина была не один раз от разрушения. Она побывала в пожаре, она хранилась в подвалах, из-за этого она стала тусклой, а её цвет утратил первоначальные черты.

Картину реставрировали более четырёх раз, и, несмотря на все неудачи, она сейчас спокойно ранится в Государственном музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Многие эксперты считают, что Рембрандт вдохновился пьесой «Эстер», посвященной семье Хинлопена.

На картине Рембрандта изображено три человека, и как не сложно догадаться, это Артаксеркс, Эсфирь и Аман. Эти герои были взяты из Книги «Есфирь», а сцена повествует о пире Артексеркса и его жены Эсфирь, куда был приглашён их враг – Аман.

В центре картины, в самом светлом месте заседает сам Артаксеркс. Он одет в золотые одежды, на его голове красуется корона. Справа сидит его жена – Эсфирь. Её наряд не уступает наряду короля. На ней позолоченное платье и плащ, который имеет невероятную длину. Её платье украшено камнями, на шее видно ожерелье. Волосы её светлые, а на голове корона, которая выглядит даже богаче, чем у Артаксеркса. Ну, и слева в тени сидит Аман. Его одежда выглядит попроще. Она коричневого цвета, на голове тюрбан.

Лицо Амана с бородой, взгляд его опущен вниз. Лица всех героев плохо видны, потому что картина немного размыта. Четко увидеть мы можем лишь Эсфирь. Видны её тонкие брови, полузакрытые глаза. Видны её скулы и нос, и уши.

Герои будто замерли, а художник успел их изобразить на своём полотне. Из уст героев как будто ещё срываются реплики. Даже можно представить, что происходило за минуту до этого момента, а также, что будет происходить потом. Именно такая реалистичность и присуща картинам Рембрандта.

Художественный язык позднего Рембрандта внешне сдержан, но внутренне насыщен. На картине всего три человека, обстановка пира дана лишь намеком. Трепетно опускает руки, заканчивая свою речь, Эсфирь, гневная складка сжала губы царя, в позе Амана сквозит обреченность. Расстояние, отделяющее визиря от Артаксеркса, Кажется огромным, в то время как царь и царица образовали единую группу.

Фигура Эсфири, озаренная ярким лучом света, который разрывает сгущающуюся тьму, звучит как символ победы. Главное для Рембрандта — люди, их судьбы, помыслы и поступки, их раздумья о сущности человека, о причинах зла, об отверженности и одиночестве. Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны.