Анализ картины Рембрандта Автопортрет в молодости - Рембрандт Харменс ван Рейн
Анализ картины Рембрандта Автопортрет в молодости

Анализ картины Рембрандта Автопортрет в молодости

Этот автопортрет написан художником в 1628 г. Недавно вернувшись из Амстердама, где он учился у состоявшегося живописца Питера Ластмана, художник обустраивает собственную мастерскую и принимает решение о наборе учеников. Молодой Рембрандт Харменс ван Рейн полон надежд и ожиданий.

Рембрандт оставил потомкам десятки автопортретов (по некоторым данным – свыше 90), но этот – просто монументален. Мастер пишет его в зените собственной славы. Годом ранее они с женой переезжают в новый дом на престижной улице Амстердама. Рембрандт создает картины по заказам богатых купцов, коллекционеров и королей.

На этом автопортрете художник выказывает свой социальный статус. Он одет в меха и драгоценности, по моде 16 века, подчеркивая собственное духовное родство с величайшими предшественниками – мастерами эпохи Высокого Возрождения. Его взгляд пронизан меланхолией и чувством собственной значимости. Фон абсолютно нейтрален, в центре внимания – сам Рембрандт. Здесь ему 34 года.

Справа снизу отчетливо виднеется подпись “Rembrandt f.”, чуть ниже – “conterfeycel” (“портрет”).

Вообще же Рембрандт писал себя в самых разных одеяниях. Как то сшитое на заказ платье лучшего амстердамского портного, с подвесками и цепями, либо скромная, простая одежда свободного молодого художника-мечтателя, с легкомысленным беретом на голове.

Автопортрет для него – демонстрация себя, своего внутреннего мира и состояния на тот момент. Поэтому, чувствуя перемены в душе, художник выплескивал их в портрете. Он подчеркивал мелочи, прописывая детали, изображая все полутона своего лица, передавал эмоции через палитру и взгляд.

В 1639 году художник посетил аукцион, где ценитель из Португалии А.Лопез приобрел полотно Рафаэля “Портрет Бальтасара Кастильоне”. А в Вене сохранился этюд Рембрандта на эту картину, где живописец он сделал пометку о цене покупки. Она была заоблачной по тем временам – 3,5 тысячи гульденов. Тогда как свои работы Рембрандт оценивал в 600-1000 гульденов.

Все автопортреты Рембрандта очень искренни и правдоподобны. В возрасте двадцати двух лет, юноша выглядит несколько неуверенным и встревоженным. Курчавые волосы, живой румянец на лице, заинтересованный взгляд, свидетельствуют о романтической натуре. Тень, падающая на лицо, придает загадочность и целостность портрету.

Смотря на себя в зеркало, художник переносит на холст не только свой внешний облик, но и внутренние состояние сознания, скрытое даже от него самого. Чувство тревоги, неопределенности и страха перед будущим, присущи большинству творческих молодых людей. Может, он не уверен в собственном таланте? Результат его трудов познания художественного мастерства покажет время.

Рембрандт ищет свой оригинальный и узнаваемый стиль письма. Самобытное наложение света и тени, используется на протяжении всей творческой жизни художника, что выгодно подчеркивает и выделяет настроение его персонажей. Художника не интересуют банальные сюжеты в живописи. Он жаждет чего-то глубокого и значимого. Человек – как венец создателя, занимает главное место в его картинах.

Особенно хорошо ему удавались портреты. Именно благодаря умению передавать чувственный и реалистичный образ человека на полотне, принесет Рембрандту общественное признание и материальное благополучие.

Портретная живопись занимает значимую часть в художественном наследии Рембрандта. Особенно ценны автопортреты, так как они позволяют понять становление одаренного живописца Рембрандта Харменс ван Рейна.