Анализ картины Рембрандта Венера и Амур - Рембрандт Харменс ван Рейн
Анализ картины Рембрандта Венера и Амур

Анализ картины Рембрандта Венера и Амур

Хотите, верьте, хотите, нет, но это полотно написано не совсем Рембрандтом. Всё дело в том, что он только начал это полотно, а потом предложил своим ученикам его закончить. И вот как не странно учеников то не запомнили, а вот учителя вновь увековечили.

Но, пожалуй, можно сказать, что Рембрандт оказался самым целомудренным из всех известных живописцев. Почему целомудренным? А вот по портрету всё и видно. Чуть ли не впервые Венера не раздета, а одета да как, в одежду времён самого автора, да и Амур, если бы не крылья, выглядел бы простым мальчуганом. Но какая нежность между ними, какая материнская любовь!

Картина Рембрандта «Венера и Амур» как раз является примером совместной работы гениального учителя и его подмастерьев. Рембрандт создал общий сюжет произведения, а дописывать детали поручил одному из своих учеников, имя которого история не сохранила.

Если бы не название полотна, зритель бы навряд ли догадался, что женщина, изображенная на картине, знаменитая Венера – древнеримская богиня любви. Но где же обнаженная фигура, великолепие форм и изящество линий? Это одна из характерных черт творчества художника – изображать мифологических богов похожими на современных ему нидерландцев. Поэтому не случаен и выбор одеяния Венеры. О том, что рядом с богиней любви ее маленький сын Амур и большой озорник в сердечных делах, можно догадаться лишь по крыльям, что изображены за спиной мальчика.

Еще одна особенность в манере писания художника – это обращать весь свет на главных героев полотна, оставляя все второстепенное в тени. Лица портретируемых как будто излучают внутренний свет. В образе Венеры столько нежности и материнской любви, и в то же время во взгляде таится загадка. Она ласково прижимает к себе Амура, а тот в свою очередь выглядит совсем уставшим. Летать и поражать меткими стрелами сердца людей – дело непростое. Мать утешает своего непоседливого сына, а может предлагает ему устроить очередную проделку. К сожалению, уникальный образ Венеры, который представил Рембрандт, несколько омрачается недочетами, допущенными его учеником. Как например, сильные, натруженные руки, больше похожие на мужские, совсем не вяжутся с женственностью богини любви. Сейчас уникальное полотно хранится в самом известном музее мира – в Лувре.

А какова сама Венера! Где стройная и красивая женщина? Нет её, это слегка полная женщина с миловидным лицом только отдалённо напоминает ту Венеру, которую мы с вами знаем благодаря Боттичелли. Только лицо и не более… И Рембрандт придумал как сделать так, чтобы посетители поняли и поверили что это Венера с Амуром. Он просто пририсовал младенцу крылья. Но самое чисто рембрандтское это оформление полотна.

Ничего лишнего, только эти двое и освещённые внутренним каким-то светом лица. А ведь практически так же сформировано полотно «Возвращение Блудного сына»: два человека – один на коленях, другой просто стоит рядом и нежно смотрит вниз, на сына… И всё! Больше ничего, никакого фона. Так ведь и здесь – только Венера и её сын, которого она нежно держит на своих руках, а он, кажется ей жалуется или просит помощь.

Кто знает, что могло случиться с шутником Амуром. А он у неё ещё тот проказник! Только вспомните, сколько бед сотворилось из-за его стрел! Но это мать, она не даст в обиду, она сама любовь, сама женственность, сама совершенство!

Но всё же есть в этом полотне кое-какие погрешности, и они созданы явно учениками. Обратите внимание на руки, такое впечатление, что это мужские руки. Вот это и выдаёт авторство.