Рембрандт Харменс ван Рейн – великий голландский художник, чье мастерство и по сей день не устает удивлять самых искушенных зрителей. Рембрандту, как никому другому, удавалось передавать человеческие переживания, эмоции и чувства. Сын мельника, он рано начал интересоваться художественным искусством, и в тринадцать лет оставил латинскую школу, чтоб полностью посвятить себя живописи.
Будучи сыном мельника, Рембрандт рано стал интересоваться живописью. Уже в тринадцать он бросил латинскую школу, чтобы отдать все время и силы изобразительному искусству.
В 20-х годах 17 века учителем юноши был известный тогда мастер П. Ластман. И рембрандтовская “Аллегория” – как раз пример влияния учителя на его творческий стиль.
Но “влияние” сказано в хорошем смысле: оно повлияло на выбор в пользу интенсивных цветов, ярких красок и тщательной детализации сюжета. Позже художник писал полотна со много более лаконичной палитрой.
Все эти техники придавали ранним произведениям Рембрандта некую торжественность. Знатокам его искусства они непривычно экзотичны и даже причудливы.
Однако, наряду с богатой фантазией, эта упорная работа художника со светотенью каждый год сильно выделяла его в рядах коллег-современников.
В сюжете “Аллегории музыки” изображены четверо: пара мужчин и старушка с музыкальными инструментами. На первом плане сидит женщина с нотной тетрадью на руках. Она дирижирует своим мини-оркестром правой рукой. Вероятнее всего, она символизирует богиню музыки.
У женщины сосредоточенный вид, веки, опущены. Она изображена, закинув ногу на ногу, благодаря чему отлично просматривается ее дорогое, тяжелое парчовое платье, богато инкрустированное золотом.
Палитра полотна золотистая, теплая, сочная. Художник тончайше расписывает ткани, прорисовывает блики солнечных лучей; работа написана с большим чувством и любовью с своему делу.
Не только цвета, но и мимика персонажей “Аллегории” и прочих ранних работ Рембрандта заметно отличаются от поздних: она подвижнее, живее.
Полотно относится к периоду Золотого века Нидерландов. Хранится в Государственном музее Рейксмузеум, в Амстердаме.
В двадцатых годах семнадцатого века юный художник учился у знаменитого в те годы мастера Питера Ластмана. Картина «Аллегория музыки» Рембрандта Харменса Ван Рейна – классический пример влияния Ластмана на творчество талантливого ученика. Оно проявлялось в красочности полотна (позднее Рембрандт стал рисовать намного более лаконично по цвету) и стремлении как можно более подробно выписать мельчайшие материальные детали. Это придавало декоративность и праздничность ранним работам художника, полотна кажутся пестрыми и причудливо-экзотическими. Богатая фантазия Рембрандта находила выход в работах того времени, но уже в этот период кропотливая работа над особенностями светотени выгодно выделяет его среди современников.
На картине изображено четыре человека – трое из них, два мужчины и старушка, с различными музыкальными инструментами. Женщина на переднем плане держит на коленях тетрадь с нотами и дирижирует игрой с помощью кисти правой руки. Видимо, она и олицетворяет богиню музыки. Ее глаза опущены, лицо сосредоточено. Закинув ногу на ногу, дама демонстрирует зрителю богато украшенное золотой инкрустацией платье из тяжелой парчи. Теплые золотые краски, насыщенные, сочные; тончайшая роспись тканей; нежные солнечные блики – картина написана с теплотой и чувством. Но мимика персонажей этого полотна намного менее подвижна, чем у более поздних моделей Рембрандта.