Картина Рембрандта Харменса ван Рейна Аристотель - Рембрандт Харменс ван Рейн
Картина Рембрандта Харменса ван Рейна Аристотель

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна Аристотель

Рембрандт (1606-1669), несмотря на то, что жил в Голландии, не совсем вписывался в традицию ее искусства и вообще выходил за всякие рамки. Он создал произведение «Аристотель перед бюстом Гомера» в тот период жизни, когда оказался не признан на родине, но стал любим за ее пределами. Сицилийский богач и меценат Антонио Руффо пожелал украсить свою картинную галерею изображением Аристотеля, и Рембрандт написал его.

Эта картина Рембрандта Харменса ван Рейна Аристотель была создана по просьбе мецената Сицилии, который был поклонником живописи. Он пожелал, чтобы Рембрандт нарисовал ему портрет известного греческого философа и мыслителя. Так была создана эта картина. Заказчик остался доволен своим приобретением и пожелал, чтобы Рембрандт создал ещё несколько картин. Это уже говорит, что творчество художника имело огромную ценность ещё при его жизни. Уже тогда он был популярен.

Одет мыслитель по-богатому. На нём рубаха, поверх которой надет жилет. На голове шляпа, на груди серебряный медальон. На нём изображён известный полководец Александр Македонский. Цепь, на которой висит медальон массивная и показывает, что её хозяин не бедный человек. У зрителей может возникнуть такое чувство, что Аристотель ожил и зашёл к известному художнику в гости. В картине есть чёрный фон. Это занавес и огромная стопка книг. Создаётся впечатление, что образ Аристотеля появляется из тьмы. Рядом с главным персонажем находится бюст также великого человека Гомера. Складывается впечатление, что между ними происходит некая беседа. Бюст Гомера на фоне кажется ярким. Он будто рассеивает тьму. Картина от этого наполняется какой-то загадочностью. Нет в ней ничего фантастического. Лицо Аристотеля задумчивое. Эта картина всегда ценилась любителями живописи. У неё было много названий, но она всегда имела свою значимость. Она пользовалась успехом у зрителей. В этом образе собраны все человеческие эмоции и переживания. Произведение создано в историческом стиле. Эта картина считается самой дорогой и самой ценной в творчестве художника. Ей присуща какая-то таинственность и скрытый смысл.

Философ одет в наряд XVII века — рубашку с пышными рукавами и жилет, на голове у него — бархатная шляпа, на груди — серебряная цепь с медальоном, изображающим его воспитанника, Александра Македонского. Впрочем, цепь, какую носили богатые голландцы того времени, видна гораздо лучше, чем медальон. Все вместе создает впечатление, что Аристотель — современник художника и запросто зашел к нему в мастерскую. Тем более, что изображенный здесь бюст Гомера — скорее всего тот, что находился в доме Рембрандта и фигурировал в описи имущества, изъятого у него за долги.

Фигура Аристотеля выплывает из полумрака. Он ведет незримую беседу с другим великим философом, и на лице его такая глубокая задумчивость, какая бывает только у людей, прикоснувшихся к тайнам бытия. От бюста Гомера словно исходит сияние, озаряющее его «собеседника» и выглядящее светом истины, разгоняющим мрак. «Он не был ни исключительно религиозным живописцем, — сказал о Рембрандте бельгийский писатель Эмиль Верхарн, — ни творцом фантастических драм и живописных снов… Он был воплотителем сверхъестественного. Под его кистью чудо кажется действительно совершившимся, так много вкладывал он в него глубоких, чисто человеческих чувств».