Картина Поля Гогена Ночное кафе в Арле - Поль Гоген
Картина Поля Гогена Ночное кафе в Арле

Картина Поля Гогена Ночное кафе в Арле

Во время пребывания на юге Франции, в Арле, Гоген создал несколько стоящих работ. Он приехал сюда после приглашения Ван Гога. Этот творческий дуэт знаменитых художников подарил миру схожие по замыслу картины. Полотна изображали привокзальное кафе в Арле.

Гоген написал свое «Ночное кафе в Арле», не теряя художественной самобытности. Работа 1888 года актуальна для своего времени. Чувства, вложенные автором в эту картину, станут понятными и теперь, по прошествии столетия.

Одной из знаменитых работ Поля Гогена можно считать полотно «Кафе в Арле». Картина написана в 1888 году и в данный момент хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Картина интересна с точки зрения композиции и напоминает в своей манере способ изображения Ван Гога. Для полотна характерны цветовые контрасты, яркие насыщенные оттенки, черный настойчивый контур, сниженный объем и почти плоскостное рисование.

Рисунок получился примитивным, без детализации и утяжеляющих подробностей.

На переднем плане картины справа изображена женщина, облокотившаяся на белую поверхность стола. Перед нами мадам Жину, жена хозяина кафе. Следует отметить то, что здесь мы можем заметить искажение пропорций, утрирование параметров предметов, их намеренное преувеличение с нарушением перспективного изображения.

Предметы на столе перед женщиной смотрятся необычно и отстраненно, точно самостоятельный образ.

Сам женский образ на переднем плане картины загадочен, сродни джокондовскому, со скрытым чувственным состоянием, едва поддающимся разгадке. Черно-белая одежда придает образу мадам Жину категоричности, а на лице проскальзывает тень утомления и какой-то эмоциональной усталости.

Несколько поодаль изображен бильярдный стол, а еще дальше посетители кафе, различные, но тем не менее, типичные для подобного рода заведений.

Бильярдный стол представлен пустующим, что еще больше подчеркивает его массивность и несоразмерность. Изображение стола уравновешивает композиционное построение полотна, не давая одним образам перетянуть на себя всю картинную структуру, создав тем самым пропорциональные искажения.

Задний план полотна более наполнен образами и деталями. Немногочисленные посетители и завсегдатаи кафе изображены обобщенно, едва обозначены и почти сливаются в одно яркое многоцветное пятно. Над компанией посетителей вьются струи дыма, придавая атмосфере кафе призрачности и иллюзорности, нереальности.

Несмотря на очень яркие краски, с помощью которых вылеплено пространство кафе, тем не менее ощущается атмосфера равнодушия и тоски, безразличия и забытья. Точно сквозь замутненное стекло перед нами проступают очертания главных образов полотна, посетителей кафе в одном из городков на юге Франции.

На переднем плане мы видим фигуру женщины.

Это жена хозяина заведения – госпожа Жину. Она сидит, облокотившись на руку, явно скучая. На белой столешнице стоит недопитая рюмка и бутылка. Поль Гоген выделил на полотне яркие цветовые полосы, которые делят картину на разные композиционные планы. Ближайший к зрителю план окрашен белым цветом. Середину картины определяет зеленый цвет. Здесь кроме бильярдного стола и сидящей под ним кошки никого нет. Верхний план холста окрашен красным. На нем изображены посетители кафе. Они как бы сливаются в единую толпу, охваченную одним настроением.

Художник изобразил несколько знакомых себе лиц. Это почтальон Рулен – мужчина с бородой, сидящий за правым столиком в компании трех дам. За левым столом сидит солдат в красном берете. Возле него – уснувший завсегдатай кафе.

Гоген намеренно хочет показать различия между одинокой женщиной на переднем плане и людьми, находящимися поодаль. Он даже добавил между ними протяженную полоску серого дыма. Госпожа Жину кажется слегка уставшей, полностью лишенной интереса к остальным посетителям. Ее образ на их фоне выглядит благопристойным и сдержанным.

Французский художник жирными линиями подвел все объекты на картине. Это придало выразительность сюжету.

Фигура на переднем плане — мадам Жину, жена владельца привокзального кафе, находившегося ровно напротив арльской квартиры Винсента Ван Гога, у которого на протяжении нескольких месяцев 1888 года гостил Поль Гоген. Именно после приезда Гогена мадам Жину согласилась позировать художникам, и в начале ноября Гоген сделал угольный набросок для ее портрета, а Ван Гог — первое полотно из серии «Арлезианки». Позже образ с наброска Гогена был разработан в его собственном «Кафе в Арле» и в серии портретов Ван Гога, созданных им уже в приюте для душевнобольных Сен-Реми: портретируемая везде предстает в одной и той же позе, а на ее губах блуждает слабая джокондовская улыбка. Формальный повод для улыбки — профессиональное гостеприимство мадам Жину: она, очевидно, только что подала художнику абсент и приглашает его к себе за стол. Однако мрачная атмосфера окутанной табачным дымом привокзальной забегаловки, в которой вечно собирались пьяницы и проститутки и о которой Ван Гог как-то сказал, что в ней можно совершить самоубийство, преступление или сойти с ума, намекает на иную трактовку выражения лица хозяйки: она улыбается невесело, слегка утомленно, как человек, который проводит за этим столом каждый вечер и заранее знает, кто что закажет, кто до какого времени досидит и кто как будет себя вести.

Депрессивные фигуры

Мужчины, изображенные в левой части «Кафе в Арле», — своего рода эхо персонажей вангоговского полотна на тот же сюжет («Ночное кафе в Арле»): неподвижные, депрессивные фигуры, решенные предельно обобщенно — строго говоря, мы не видим даже их глаз. В целом атмосфера кафе у Гогена несколько живее, чем на картине Ван Гога, но именно левая пара посетителей трактована с вангоговской мрачной безнадежностью. Один из мужчин, по всей видимости, лейтенант Милье, опять-таки знакомый по портрету Ван Гога.

Почтальон и его спутницы

Единственный намек на действие на картине «Кафе в Арле» происходит за спиной мадам Жину: группа из мужчины и трех женщин явно поглощена разговором. Мужчина вполне узнаваем — это арльский почтальон Рулен, в самом деле большой любитель поговорить: из свидетельств Ван Гога и Гогена мы знаем, что художники регулярно вступали с ним в споры на социально-политические темы. Его собеседницы, судя по костюмам, — местные проститутки, также знакомые художникам не понаслышке: когда Гоген расписывал их с Ван Гогом совместный бюджет, то включил в него статью расходов под названием «ночные гигиенические прогулки»; через несколько месяцев после написания картины Ван Гог принесет одной из них, девушке по имени Рашель, отрезанную мочку уха.

Кошка

Примостившаяся под бильярдным столом кошка позволяет судить о манере работы Гогена, которая абсолютно чужда вангоговской. У последнего — в чистом виде фактурная живопись, торжество яркого цвета и густых, пастозных* мазков; гогеновская же кошка практически бесплотна, в ней есть лишь обобщенный контур, а через ее тело просвечивает фон. Если присмотреться, сходным образом решены и многие другие фрагменты «Кафе в Арле»: цвет здесь хоть и местами ярок, но совсем не экспансивен и наносится тонким слоем, через который хорошо видно текстуру холста. Приглашая Гогена в Арль, Ван Гог надеялся обрести в нем своего союзника, человека, вместе с которым они затеют новую, южную школу живописи. В реальности же они не подходили друг другу ни по характеру, ни по эстетическим взглядам. «Мы с Винсентом редко соглашаемся в чем-нибудь, особенно когда дело касается живописи, — писал Гоген. — Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо, то есть всеми, кого я не воспринимаю. И наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега — всех тех, кем восхищаюсь я… Он романтик, меня же скорее тянет к примитиву. Что до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры».
* Пастозный — написанный густой краской, наносимой толстым слоем.

Композиция и цвет

Композиционно «Кафе в Арле» делится на три очевидные цветовые зоны: преимущественно красный дальний план, преимущественно зеленый средний — и ближний, в котором доминирует белый цвет (стол и фартук мадам Жину). Это дань Гогена клуазонизму — художественному направлению, которое придумали его коллеги по бретонской живописной школе, в частности Эмиль Бернар (Гоген прибыл в Арль как раз из Бретани). Клуазонизм представляет собой перенесение на холст декоративных принципов прикладного искусства, главным образом перегородчатой эмали: пространство картины делится на несколько цветовых плоскостей, ограниченных четкими контурами; соображения реалистической перспективы, а также светотени и цветовых градаций при этом игнорируются. Вместе с тем Гоген был не вполне доволен использованием локальных цветов в своей картине.

«Я написал интерьер кафе, — сообщал он в письме, — который очень понравился Винсенту: намного больше, чем мне самому. Честно говоря, он не совсем в моем духе, и вульгарный локальный цвет мне не подходит. Точнее, в работах других художников он мне нравится, но сам я его побаиваюсь».

Стол и натюрморт

Полю Сезанну не нравились работы Гогена — он сравнивал их с раскрашенными китайскими открытками; Гоген, напротив, любил Сезанна, и оттого влияния сезанновской живописи подспудно проникали и в его картины, притом что форма как таковая — идея фикс Сезанна — его практически не интересовала. В «Кафе в Арле» это особенно заметно в натюрморте на переднем плане, который как будто бы живет своей, отдельной от прочей картины, жизнью, и в том, как решена поверхность стола, словно бы норовящего опрокинуться на зрителя. Очевидно также, что стол с напитками и, скажем, расположенный поодаль бильярдный стол, находятся в совершенно разных плоскостях — это тоже характерный сезанновский прием.