Описание картины Винсента ван Гога Ночное кафе - Описание картин Ван Гога
Описание картины Винсента ван Гога Ночное кафе

Описание картины Винсента ван Гога Ночное кафе

Картина «Ночное кафе» была написана художников в сентябре 1888 года.

На протяжении трех ночей Винсент Ван Гог посещал привокзальное кафе в городе Арль на юге Франции, наблюдая за ночными посетителями, бесцельно проводящими свое время за выпивкой.

Нечеткость линий, небрежность мазков, размытые лица посетителей кафе свидетельствуют о стремлении автора передать состояние не трезвого человека.

Интерьер помещения наполнен массой нюансов, которые, контрастируя друг с другом, доносят депрессивное состояние художника. Зеленый цвет потолка говорит скорее об ощущении болезненности усугубленном тревожностью красных стен, а изобилие теплых тонов желтого цвета добавляет душную и прокуренную атмосферу заведения. Заброшенный бильярдный стол, большое количество бутылок и не опустошенных бокалов на свободных столиках дополнительно подчеркивает заброшенность и ненужность.

Ночное время подчеркивается часами, которые показывают, что уже далеко за полночь, ночным пейзажем в окне, ярко горящими четырьмя лампами и засидевшейся парочкой за угловым столиком при входе.

Уснувший посетитель, двое изрядно выпивших собеседников усиливают гнетущее впечатление. А завершает эффект посетитель в желтом костюме, который смотрит толи прямо на художника, толи зрителю прямо в глаза.

Художник писал своему брату Тео, что в данной картине он старался передать обстановку и пагубную страсть, в которой происходит саморазрушение человека, где он сходит с ума или становится преступником.

Эта картина была высоко оценена критиками и удостоилась звания одного из шедевров Ван Гога. Впоследствии она дала жизнь новому стилю – экспрессионизму.

Позднее художник повторит ее в акварели.

На сегодняшний день картина «Ночное кафе» хранится в Художественной галерее Йельского университета.

Картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе» отсылает нас к другой его работе с похожим названием – «Ночное кафе в Арле». И, несмотря на то, что два этих полотна были написаны в один и тот же период (более того – в один месяц), они абсолютно, почти диаметрально разные по настроению. Одна из самых знаменитых работ Винсента с летней террасой под звездами пронизана ощущением безмятежности и спокойствия: теплый желтый и оранжевый свет в окнах, чистое высокое небо, прогуливающиеся по улице и сидящие за столиками люди… А в этом «Ночном кафе» картина совсем иная.

Здесь Ван Гог снова отводит зрителю роль стороннего наблюдателя, но взгляд на интерьер кафе направлен сверху вниз, а перспектива намеренно искажена. Висящие на стене часы показывают начало первого ночи: в это время в подобном заведении едва ли можно было встретить приличную публику. В отличие от людей за столиками летней террасы, некоторые из здешних посетителей, похоже, уснули на месте, выпив лишнего. Да и вся эта сцена выглядит так, будто бы мы смотрим на нее глазами весьма нетрезвого человека. Стены окружают со всех сторон, давят и не дают дышать, и в то же время как будто «разъезжаются».

Но самое главное, что отличает эти две картины – цветовая гамма, которая задает настроение. Несмотря на типичное для арльских работ Ван Гога обилие желтого и ореолы света вокруг ламп, «Ночное кафе» лишено ощущения уюта и спокойствия. В письме брату Винсент писал об этой картине так: «Я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зеленого цветов». На самом деле красный цвет довольно редко становился доминирующим в работах художника. И похожий грязноватый кровавый оттенок в следующий раз станет фоном для его «Автопортрета с перевязанным ухом и трубкой». Существует и второй вариант «Ночного кафе», в котором изображение еще более плоское, а цвета – еще более ядовитые.

В «Ночном кафе» Винсент изобразил реально существовавший интерьер маленького привокзального заведения, принадлежавшего супругам Жино. Художник снимал у них комнату, когда только поселился в Арле, и позже написал портреты обоих. Мадам Жино и ее сурового супруга уговорил позировать присоединившийся к Ван Гогу Поль Гоген. И хотя художники работали над портретами мадам Жино одновременно, готовые полотна оказались очень разными. У Ван Гога хозяйка кафе стала воплощением некоего светлого образа задумчивой прекрасной дамы. Гоген же не упустил случая немного поиздеваться над другом и соперником: зная, что Винсенту сложно писать «из головы», он по памяти воспроизвел интерьер кафе, использовал те же красные и зеленые оттенки и поместил на передний план мадам Жино, придав ее образу оттенок порочности.