Картина Поля Гогена День божества - Поль Гоген
Картина Поля Гогена День божества

Картина Поля Гогена День божества

Картина «День божества» написана Полем Гогеном в 1894 году между так называемыми «таитянскими» периодами его творчества. Она находится в Чикагском институте искусств.

Эта картина стала частью многолетних исследований Гогена и его творческой интерпретации полинезийской мифологии. Основная фигура, называемая таароа, центральная фигура пантеона Маори, создатель мира, о котором художник пишет в своем труде «Ancien Culte Mahorie». В честь него две девушки слева приносят, а расположенные справа две девушки исполняют ритуальный танец.

Здесь очевидна изобретательность художника и его источники вдохновения. Повторяющиеся белые одежды таитянок, очень напоминающие египетские, танцующие фигуры, как бы висящие в воздухе, и божество, изображенное в точности соответствующим мифам, которые так увлекали Гогена. Три обнаженные фигуры на переднем плане, по-видимому, олицетворяют созидание, их вялые позы (фигура справа даже находится в позе, похожей на позу эмбриона) свидетельствуют о подавляющей энергии бога, стоящего за ними.

На переднем плане отражены кривые их фигур и головного убора божьих перьев. Вода наполнена любопытными похожими на амёб формами, которые, возможно являются скалами, а возможно, тенями, взявшимися непонятно откуда. Можно предположить, что это просто декоративные формы, предназначенные для того, чтобы придать композиции свое настроение и ритм. Однако, многие искусствоведы находят здесь синтетические упрощения фотографий Бретани, сделанных в 1888 и 1889 годах. Гоген стилизует их до почти полной абстракции.

Это полотно создано Гогеном в промежутке между двумя путешествиями на Таити, поэтому нет ничего странного в причудливом сочетании французских и полинезийских традиций, отличающем эту картину. Ее художественные образы и весь контекст воспроизводят полинезийские декорации, но композиция основана на принципах классической симметрии, характерной для французских мастеров. Более того, она звучит явным эхом «Апофеоза Гомера» (1827) Энгра. Единственное отличие: древние греки заменены здесь полинезийцами.

В этой работе Гоген остается верен самому себе, в очередной раз фантазируя на тему древних религиозных обрядов, существовавших когда-то на Таити. Ничего подобного в реальной жизни не существовало — к тому времени, когда Гоген приехал на Таити, религиозная жизнь в Полинезии вообще практически угасла. Сюжет картины кратко можно описать так: женщины-туземки (часть — в национальных нарядах, другие — обнаженные) группируются вокруг деревянного идола, готовясь совершить загадочный ритуал.

Картина древнего рая, написанная неестественно яркими красками, волнует и оставляет ощущение несказанной тайны.

Картина Поля Гогена «День Божества» (1894) навеяна исследованиями художника в области полинезийской мифологии, которые в дальнейшем получили творческую интерпретацию в многочисленных полотнах художника. Главная персонаж картины — Тангароа, центральная фигура пантеона маори, творец мира, о котором художник пишет в своей книге Ancien Culte Mahorie.

В мифах маори Тангароа — один из сыновей Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля). Согласно многим мифам, от соития Тангароа с Папа рождаются первые острова в океанах. По другим версиям, Тангароа создаёт сушу, скинув с неба в океан камни и глину, или творит земли из собственного тела; затем сбрасывает (или отправляет с порождённой им птицей) на них первые растения.

Из остатков скопившихся на земле и сгнивших растений Тангароа делает первых людей (или лепит их из глины и земли). Согласно ряду мифов, первые люди появляются от союза Тангароа с Папа; в мифах маори Тангароа и Вакеа оспаривают отцовство по отношению к сыну Папа; Папа разрешает спор, разрубив ребёнка пополам: из полученной половины Тангароа создаёт луну, а его соперник — солнце. Тангароа обучает первых людей ремёслам, даёт им орудия труда (отсюда распространяются представления о Тангароа как покровителе рыболовства, плотничества, плетения).

В честь Тангароа подарки две девушки слева подносят подарки, а еще две экзотических красотки справа исполняют ритуальный танец.

Источники Гогена и его изобретательность очевидны. Повторяющиеся профили одетых в белое девушек вдохновлены искусством древнего Египта; танцующие девушки — прямое следствие жизни на Таити, в самой гуще событий, где Гоген наблюдал проявления местной народной культуры (в том числе, и танцы) регулярно.

Три обнаженные фигуры на переднем плане, похоже, подразумевают момент творения — их расслабленные или опустошенные позы (в особенности, поза эмбриона фигуры справа) очевидно связаны с всеобъемлющей и властной энергией божества позади них.

Изгибы их фигур и головного убора божества из перьев отражены на переднем плане. Вода наполнена любопытными формами, похожими на амебы, которые, являются, возможно, камнями, а возможно, тенями, хотя источник теней неизвестен. Впрочем, формы эти носят в первую очередь декоративный характер и призваны придать композиции нужное настроение и ритм.

В картине «День Божества» легко опознаются синтетические упрощения картин Гогена, написанных в 1888-89 г.г. в Бретани. Однако теперь стилизация Гогена достигает уровня почти полной абстракции, исторический расцвет которой случится позже — и, как видим, не без участия Поля Гогена.