Видение пророка Иезекииля — Михаил Александрович Врубель. Картон, акварель, гуашь, цветной карандаш. 102 x 55 см.
Последние годы жизни Михаила Александровича Врубеля. Наступило небольшое улучшение после тяжелой душевной болезни, и он вновь возвращается к образу Пророка, навеянному стихотворением А. С. Пушкина. Почти ослепший, художник начинает писать эскиз к картине, посвященной одному из видений пророка Иезекииля — явление колесницы, запряженной четырьмя крылатыми существами с четырьмя лицами: тельца, льва, орла и человека.
Работа так и не была закончена, только первый слой нежной голубой краски был нанесен на набросок, да оранжевым цветом намечены языки пламени. Схематичными линиями намечены фигуры ангелов, расправленные за спиной крылья. Только их головы успел написать живописец.
Отблески огня лежат на суровых аскетичных лицах. Под черными бровями сверкают большие внимательные очи, в которых таится сострадание. Пристальный, испытующий взгляд посланников Бога, передающих его волю. Высоко поднятая рука держит сияющий меч. Неотвратимая судьба, полная испытаний и служению Господу, предстает перед пророком.
В самом низу рисунка живописец черными штрихами пишет потрясенное лицо Иезекииля, обращенное к ангелам, в широко раскрытых просветленных глазах светится вера. В профиле человека угадываются черты мастера.
Рисунок завораживает, смотрит на нас множеством глаз, от него веет мощью, силой духа, но вместе с тем мы ощущаем внутреннее смятение и сомнение в правильности выбора.
Врубель предпочитал глубокую и сложную цветовую палитру, находя сочетания, делающие его картины невероятно колоритными. Художник вдохновлялся итальянскими мастерами, византийскими фресками и мозаиками. Его работам присуща некая кристаллообразность и обрисованность, где определённые нюансы подчёркнуты едва заметными контурами. Формы изображений кажутся изломанными, находящимися в разных плоскостях. Переход от светлых тонов к тёмным делают работы художника невероятно красивыми и создают иллюзию насыщенности и красочности.
Данная картина была написана художником в то время, когда он практически лишился зрения. Но несмотря на это, почерк художника ощущался в каждом штрихе, нанесённом его рукой. Они создают ощущение движения и динамики. Границы между переходами цветов чётко соблюдены, благодаря им форма произведения кажется более многогранной. Врубель хотел изобразить отрывок из Библии так, как он сам его понял. Мастер очень боялся рисовать Христа и Богоматерь, так как считал, что он недостоин того, чтобы изображать святых своей кистью. Его видение библейских событий отличалось от привычного понимания, и это отразилось в его последней картине.
Удивительная графическая техника, которая была присуща художнику, является вершиной мастерства и делает Врубеля одним из самых узнаваемых мастеров. Его цветовые массы – элементы, которые выливаются в форму и несут определённый душевный настрой. Ему не нужно было много разноцветных красок, чтобы передать богатство деталей и глубину тональных переходов. Эта картина – завершённое графическое произведение, представляющее собой тонкое отношение художника к запечатлённому событию. Штриховые арабески таят в себе всё очарование почерка этого великолепного и талантливого художника.