Картина Михаила Врубеля Полет Фауста и Мефистофеля - Михаил Врубель
Картина Михаила Врубеля Полет Фауста и Мефистофеля

Картина Михаила Врубеля Полет Фауста и Мефистофеля

Еще в середине девяностых годов 19 века кто-то из династии Морозовых заказал у Михаила Врубеля целый цикл работ. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Это очень явственно читается на картине – тут и готика, которая видна в средневековых замках, и чисто европейские домишки. Также эта картина принадлежит к модерну, из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. Например, на данной картине заметна плоскость стилизации и изображение героев в непривычном, для простого человеческого взгляда, стиле.

Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Фауст горделив, самоуверен, и всем своим лицом выражает полное отсутствие всяческих эмоциональных порывов. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. Он переполнен эмоциями – кажется, что он счастлив и никогда не позабудет этот момент своей жизни. Ища какой-то эмоциональной поддержки, чтобы не быть одиноким в своем счастье, он повернут к Фаусту, но тот остается безучастным. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. Фауст, который с таким беспристрастным выражением лица скачет на своей лошади, оказывается, был зацеплен чертополохом, но даже эта неприятность не смогла вызвать на его лице абсолютно никаких эмоций.
Можно заметить то, как главные детали прорисованы на картине, как раз на том уровне глаз, куда обычно привык смотреть зритель. И если приглядеться, то можно уловить некую реалистичность картины – взгляд Мефистофеля направлен не столько на Фауста, сколько куда-то в глубину картины. Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно.

Панно «Полет Фауста и Мефистофеля» стало живописной частью оформления интерьеров особняка купца Алексея Викуловича Морозова.
А.В. Морозов – московский меценат, рафинированный эстет, происходил из известной купеческой семьи. Отойдя от дел, обладая колоссальным состоянием, Морозов увлекся собирательской деятельностью. Коллекция изобразительного искусства размещалась в особняке, полученном Морозовым по наследству в 1895 году. М.К. Морозова писала: «Дом, который после смерти отца перешел к нему (на Покровке во Введенском переулке, ныне Подсосенский пер., 21) как старшему, был огромный с бесконечным числом комнат. Все комнаты второго этажа наполнялись витринами с фарфором его собрания и иконами. Сам же он жил внизу, где у него было две столовые, гостиная и кабинет. Кабинет его был двухсветный, очень высокий, весь отделанный деревом, с пятью панно работы М.А. Врубеля».

Внутренняя отделка особняка была осуществлена архитектором Ф.О. Шехтелем. Кабинет хозяина был решен в готическом стиле. Его украшали три вертикально вытянутых хоста, своей формой напоминающих средневековые окна. Триптих включал в себя образы Мефистофеля, Маргариты и Фауста.
Отличался по формату, почти квадратный холст, изображающий «Полет Фауста и Мефистофеля». Два всадника взмывают в воздух на волшебных конях. Они проносятся в ночной мгле над спящим городом. Кони, образы Фауста и его темного двойника, цветы чертополоха на первом плане и острые кровли башен – все превращается в причудливо сплетающийся узор. Безупречный рисунок Врубеля, передающий жизненную выразительность форм, соединяется с декоративной плоскостностью. Цвета живописи сложно разработаны. Художник использует излюбленное им изысканное сочетание многочисленных оттенков коричневого, лилового и серебристо-серого. Колорит вызывает в памяти цвета старинных гобеленов и средневековых витражей, сквозь которые еще не прорвался солнечный свет.

Врубель принимал участие в создании декоративного ансамбля дома А.В. Морозова в период творческого расцвета, наивысшего подъема своего таланта.

В середине 1890-х годов Врубелю поступил заказ на цикл работ для кабинета в готическом стиле. Заказчиком был один из представителей известной династии Морозовых.

В цикл работ входит и панно «Полет Фауста и Мефистофеля», в основе которого лежит средневековая легенда. В полотне сочетаются готические заостренные шпили, барочные складки, модерн и врубелевское понимание пространства.

Модерн выражается в плоскостной стилизации и передаче пространства. Особенно точно передана сцена полета. Здесь и удивительная перспектива, и сложность ракурса.

Ночь. Над небольшим средневековым городом несется пара косматых коней. Гривы развеваются на ветру. Мефистофель сидит верхом на белогривой лошади. Он торжествующе развернулся лицом к Фаусту. Лицо Фауста полностью бесстрастно и непроницаемо. Он сидит в профиль к зрителю, вцепившись в гриву лошади. Нельзя понять, о чем он в этот момент думает.

Вся картина поднимается импрессионистскими мазками из правого нижнего угла. Здесь чертополох, плащ Фауста, только что отцепившийся от репейника, сюда же опускается носок сапога и указывает спрятанный в складках одежды меч. Все эти соприкосновения выведены точно на горизонт, на линию глаз зрителя. Мефистофель смотрит не только на Фауста, но и в этот угол, где может встретиться взглядом с реальным наблюдателем.

Врубелевская точность к деталям делает из фантастической картины реально засвидетельствованное событие. Многие линии, которые должны быть непрерывными, лишь обозначены пунктиром.

На переднем плане полотна художник изобразил огромные кусты чертополоха. От этого мистическая сцена из средневековой легенды приобретает некую зловещую реалистичность.

В целом, работа обычна для Врубеля, художника, никогда не останавливавшегося на одном жанре.