Картина Казимира Малевича Портрет Матюшина - Казимир Малевич
Картина Казимира Малевича Портрет Матюшина

Картина Казимира Малевича Портрет Матюшина

В 1913 году знаменитый художник К. С. Малевич написал необычную картину «Портрет Матюшина» в стиле нового на тот момент художественного направления – кубофутуризма. В отличие от большинства его приверженцев, Малевич не использовал в своей работе только монохромные цвета. Он нарисовал ее маслом, применив богатую цветовую палитру и изобразив в разных уголках картины реалистичные элементы, прекрасно передав динамику композиции и совместив несовместимое.

При всей абстрактности картины внимательный человек сможет увидеть на полотне лоб и темные волосы, разделенные ровным пробором, некоторые детали одежды. Именно благодаря этим «отрывкам» можно понять, что перед нами портрет, а не набор геометрических фигур, выкрашенных в разные цвета.

Первое, на что падает взгляд зрителя, это длинная горизонтальная полоса из множества белых прямоугольников, проходящая по центру холста. Как известно, Матюшин был не только великолепным художником, но и композитором, и Малевич решил сделать в своей работе акцент на его музыкальный талант. Конечно же, белые квадраты являются клавишами пианино. Также художник намекает на своеобразие музыкальной системы Матюшина с помощью отсутствия привычных черных клавиш.

Почему именно Матюшин? Может потому что, именно он был соратником и другом Малевича или может, потому что в конце 1900-х годов он стал одним из активных участников нарождавшегося футуризма. Михаил Матюшин был тесно связан с футуризмом, он сочинил «живую» музыку двух футуристических опер в частности для знаменитой оперы «Победа над Солнцем» передавая сложный и заумный язык, который на то время возник среди поэтов-футуризмов. Также в 1913 году он перевел книгу французских кубистов «О кубизме» на русский язык. Он плотно интересовался математикой и скорее всего идею «четвертого измерения» Малевич усвоил благодаря Матюшину и его пересказам. Данная идея стала крайнеугольным камнем в его теоретических работах. Проецирование «внутренних ощущений» автора и есть основным принципом полотна, ну и портрета в целом.

Портрет Матюшина Казимира Малевича выполнен маслом, а изображение, полностью построенное на основе кубистического разлома форм. Мы видим, как предметные очертания как будто распадаются на различные составные элементы, которые в свою очередь складываются в геометрические фигуры. Малевич все эти формы рисует в разных ракурсах и разворачивает их под разными углами геометрической плоскости. При этом геометрические формы между собой не связанные по смыслу, создают сложную композицию и впечатление подвижности. Заметим, что передать ощущения движения – это основная задача футуризма. В некоторых элементах очень заметно прорисовываются объемные формы.

С другой стороны визуально можно увидеть как все элементы, построенные снизу вверх и горкой (низ горки в глубине полотна), начиная от больших частей композиции к меньшим, а сверху часть головы и клавиатура, завершающие так называемую горку. Это может быть связано с прошлым Матюшина. Чуть дальше элементы в темных тонах – еще не совсем забытые события из далекого прошлого, ближе яркие элементы – свежие впечатления.

Данная техника выполнения роднит Малевича со стилем произведений Пикассо и Брака, которые считаются отцами кубизма и выполняют свои работы в кубическом направлении. С одной стороны он эксплуатирует метод, а с другой выполняет его со своими понятиями, при этом использует богатую цветовую гамму и свободно оперирует цветом. Чего не скажешь о работах основоположников кубизма, так как они работали в основном в монохромной технике.

Малевич прекрасно передал динамику абстрактного изображения. Крупные фигуры словно распадаются на множество более маленьких, а те в свою очередь так же подвергаются распаду. Картина «Портрет Матюшина», вне всякого сомнения, одно из лучших произведений искусства, выполненных в совокупности стилей кубизма и футуризма.