Накануне революции 1905 года портретист Валентин Серов пишет Максима Горького. Работа выполнена в духе эпохи, динамичной и мятущейся. Изображать людей значительных сложно, но куда интереснее. Художник приложил все усилия, чтобы «Портрет Горького» стал отражением и внешности, и глубоких философских воззрений великого писателя.
Мы видим на картине Валентина Серова Портрет Максима Горького молодого писателя Горького. Черты легко узнаваемы: пышные усы, слегка нахмуренные брови, серьезный взгляд. Фигура писателя выделяется черным пятном на светлом размытом фоне. Ничто не отвлекает взгляд от личности Максима Горького. С максимальной детальностью автор портрета изобразил черты лица портретируемого. Вся одежда героя картины черного цвета. Это простая рубашка и штаны, заправленные в сапоги.
Привлекает к себе жест правой руки писателя. Кисть прислонена к груди, будто мужчина ведет напряженную беседу, убеждая в чем-то находящегося за пределами картины собеседника. Направление взгляда Максима Горького тоже устремлено куда-то за пределы рамки полотна. Нам сразу представляется этот философский разговор. Великий деятель русской литературы доказывает одну из своих идей. Ведь он был не только гениальным литератором, но и вдумчивым мыслителем.
Революционная эпоха великолепно отражается в «Портрете Горького». Изображение писателя наполнено динамикой. Фигура написана величаво, она не вмещается в пределах холста. Русский художник Серов хотел так высказать личное восхищение деятельностью и образом мысли А. М. Горького.
Стиль портрета определяется как импрессионизм. Техника написания изображения вызывает восторг. То, с какой нарочитой небрежностью написан фон и черная одежда писателя, ярко контрастирует с поразительной четкостью в отображении черт лица. Серов смело играет на контрастах, привлекая зрителя к личности гения литературы.