Картина Карла Брюллова Портрет сестер Шишмарёвых - Карл Брюллов
Картина Карла Брюллова Портрет сестер Шишмарёвых

Картина Карла Брюллова Портрет сестер Шишмарёвых

Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости. Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству.

В доме их отца А. Ф. Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты.

В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина. Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава “Великого Карла” гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей. Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым. Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сестрами, он не мог не оценить их прелести.

Они были похожи и непохожи друг на друга.

Старшая – казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были ее движения. Младшая – представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музцировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой. В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна.

Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т. к они лошадьми не увлекались. …Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки.

Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра. Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках.

Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы.

Карл Брюллов — выдающийся русский художник-портретист, знаменит своей особенной манерой письма. Он всегда подходил к своей работе с душей, делал портреты не для заказчиков, а для людей, к которым он питал особое расположение. Брюллов был натурой виртуозной, поэтому старался не брать официальных заказов для высокопоставленных особ, потому что они сковывали художника в его душевных порывах и начинаниях.

1839 году художник принял заказ от Афанасия Шишмарева, отставного штабс-капитана и успешного коннозаводчика. Брюллов должен был написать портрет двух очаровательных сестёр Шишмарёвых, Александру и Ольгу. Для автора эта задача оказалась слишком простой, поэтому он вновь нарушил рамки традиционного портрета. Заказ на портрет он попытался свести к жанровой зарисовке, что очень пришлось по вкусу барышням. На полотне девушки выглядят очень красиво, от них веет теплом, радостью и задором. Брюллов точно передал характеры героинь, тонко намекнув зрителю, что, хотя сестры и похожи, они очень разные, это заметно в одежде, позах, выражении лица.

Старшая сестра Александра выглядит более подвижной и живой. Она стремительно идёт впереди, будто мельком глядит на зрителей с портрета. Её фигуру удачно подчёркивает фиолетовая амазонка, которая выдаёт хороший вкус героини. Вуаль спокойного лилового оттенка прекрасного гармонирует с тёмными волосами Александры.

Удачно контрастирует с ней её младшая сестра Ольга. Хотя у девушек очень похожи фигуры, с тонкой талией и лица с яркими чертами лица, мы видим какие всё-таки они разные — Александра и Ольга. Ольга выглядит гораздо сдержанней своей решительной сестры, она кажется такой застенчивой и спокойной, но сильной натурой. Эти выводы напрашиваются сами собой, когда обращаешь внимание на хлыст, который девушка зажала у себя в ладони, пока спускалась по лестнице.

Не меньший интерес вызывает цветовое решение картины: плотная левая сторона перекликается со светлой правой стороной. Такое решение позволило художнику удачно подчеркнуть движение фигур на полотне. Гармоничное композиционной решение было найдено художником в карандашных набросках. Брюллов специально использовал в картине лестницу, чтобы подчеркнуть мотив главных героинь. Девушки непросто часть портрета, они спешат на конную прогулку, а мастер оказался там затем, чтобы запечатлеть происходящее мгновение.

Известнейший и выдающийся русский живописец Карл Павлович Брюллов написал за свою жизнь немало портретов знаменитых и богатых людей. Так и портрет, изображающий сестер Шишмаревых, создан для бывшего военного в отставке, владельца конного завода Афанасия Шишмарева, пожелавшего запечатлеть своих дочерей.

По замыслу живописца, который поддержали все, две прелестные молодые девушки не просто позируют автору, а участвуют в жанровой сценке.

На полотне сестры Шишмаревы, предвкушая интересную и живую конную прогулку, весело сбегают по лестнице. Автор красиво передает переливы и складки богатых тканей нарядов, изящность и стройность фигур.

Девушки очень милы, от них веет очарованием молодости и свежести. Они очень похожи друг на друга, но в тоже время, Брюллов смог так передать их образы, что виден и характер каждой. Решительный – одной и скромный – другой.

Вся композиция очень динамична, благодаря порывистости первой сестры, которая прихватив подол платья, всем телом устремлена вперед. Развевающаяся вуаль невесомым облаком мчится за ней.

Вторая сестра более сдержана, но ее ожидание и желание прогулки автор выразил в нетерпеливом движении рук, в легкой, трепещущей от летнего ветерка, летящей накидке.

Слева, за резными перилами, конюх, еле сдерживающий двух лошадей, возбужденных предстоящей скачкой. Суматохи и радости добавляет собака, несущаяся рядом с девушками.

Талант и мастерство живописца проявилось в изображении фона, более светлого, полупрозрачного и легкого, еще более подчеркивающего живость и подвижность главных героинь.

Две симпатичные сестрички на мгновение остановились, чтобы взглянуть на художника, но этого мига хватило, чтобы Брюллов смог ухватить его и создать великолепный, нестандартный, отличающийся от других портрет.

Картина Карла Брюллова создана в 1839 году, другое полное название «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых».

Две похожие, но совершенно разные сестры.

Произведение написано по заказу бывшего штабс-капитана в отставке, богатого коннозаводчика А. Шишмарева. Живописцу требовалось изобразить на холсте двух сестер – Ольгу с Александрой. Для художника обычный портрет оказался слишком простым, поэтому он выходит за его рамки. Он решил свести задачу к жанровой зарисовке, что одобрили и героини картины.

Обе сестры изображены в движении. Они бегут вниз по ступенькам в предвкушении прогулки на свежем воздухе. Старшая из сестер – Александра. Она уже ушла вперед Ольги и беглым взглядом окидывает зрителя. Шаг ее быстрый, оживленный. Фиолетовая амазонка подчеркивает ее фигуру и утонченный вкус. Чуть позади за ней идет младшая сестра – Ольга. Живописец передал ее сдержанность. Она изображена более тихой, скромной по сравнению с Александрой. Но это не лишает ее внутренней силы. Девушки похожи внешне: утонченные талии, безупречные сестры. Но обе они разные, выдающиеся личности. Их различный нрав выражается в позах, нарядах, выражениях лица. Но обе героини портрета излучают счастье, радость, юность и свежесть.

Девушки не одни, с ними резвится их любимица – собака. А внизу сестер уже заждались лошади: серая и гнедая. Лошади тоже в нетерпении ринуться в путь, они бьют копытом, а шея изогнута. Лишь молодой человек придерживает лошадей.

Сестры Шимаревы с картины Брюллова происходят из обеспеченного семейства, что подтверждает и фон полотна: большой дом, роскошный сад. Соответствуют богатому убранству и наряды. На девушках безупречные, идеально скроенные платья из бархата темных оттенков, рукава которых еще украшены и кружевом. Из головных уборов у одной из сестер – соломенная кокетливая шляпку, у другой – вуаль, развевающаяся на ветру. В руках у них — кружевные белые платочки.

Достойна внимания цветовая гамм композиция картины. Темная часть работы художника перекликается с более светлой, а фигуры расположены по сторонам. Так живописец подчеркнул движение персонажей сюжета. Сестры бегут на прогулку, а художник будто мельком подсмотрел этот момент и успел запечатлеть.