Картина Ильи Репина Портрет Третьякова - Илья Репин
Картина Ильи Репина Портрет Третьякова

Картина Ильи Репина Портрет Третьякова

Илья Репин сумел создать невероятно простой и при этом глубокий потрет. Мы видим Третьякова, который основал знаменитую галерею живописи. Художник передал глубину и одновременно сложность характера этого человека. В темных глазах Третьякова таится печаль. Борода его ухожена, нос идеально ровный. Именно таким должен быть настоящий философ, размышляющий о смысле жизни.

В качестве завершающей детали для своего полотна Репин выбирает интересный момент. На руке мецената блестит обручальное кольцо. Оно может рассказать о человеке многое. Репин написал эту руку с невероятным мастерством. Тонкие пальцы впечатляют.

Художник пользовался несколькими источниками: живописным портретом 1883 года, для которого Павел Михайлович специально приезжал позировать в его мастерскую; возможно, любительской фотографией самого Репина, стоящего в том самом зале Галереи, в котором он поставит П. М. Третьякова на портрете 1901 года. Фотография требовалась художнику для определения пространственных соотношений и выбора «кадра». Вместе с тем на ней взят несколько иной ракурс, отличается и развеска картин в зале. Репин пользовался также посмертной маской, снятой с Третьякова скульптором С. М. Волнухиным.

В портрете 1901 года повторен трехчетвертной разворот модели, найденный в 1883 году, несколько смягчены «нервность цепких рук» и общая зажатость позы, которые так не нравились жене и дочери собирателя. Коллекционер стоит призадумавшись, сложив на груди руки, в положении «закрытого» от людей человека, слегка наклонив голову. Его взгляд спокоен и отстранен от житейской суеты и прозы жизни. В сложном рисунке руки и пальцев угадывается непростой характер, природные качества московского купца, владельца Костромской льнопрядильной мануфактуры и многих доходных домов в Москве. Предприимчивость, хваткость помогали ему своевременно приобретать знаковые произведения русского искусства. Современники восхищались его деятельностью, порой приписывая ему хищническую ненасытность, «коршунские лапы и жадные объятия».

Художник поставил Третьякова перед ценимым им живописным произведением — подготовительным картоном Виктора Васнецова для росписей Владимирского собора в Киеве «“Радость праведных о Господе”. Преддверие рая». Но зритель не видит этой композиции. О предпочтениях одного из главных коллекционеров отечественного искусства было известно немногим. Кто знает, на что намекал художник, незримо связав это полотно с Павлом Михайловичем? Замысел Репина несомненно продуман – Третьяков окружен картинами художников поколения Левитана, Серова, Коровина.

Залы Третьяковской галереи в этом портрете являются не просто «родными стенами» дома коллекционера, но живым свидетельством его более чем сорокалетнего собирательского труда, непрестанных забот о Галерее, о формировании музея национального искусства.

Репин создал своего рода живописный памятник дорогому и близкому ему человеку. Фигура Третьякова выступает столь зримо, словно являя собой масштаб личности, который обусловлен не только эпохой, биографией, зрелостью самосознания, врожденными талантами, но и мерой вклада в сокровищницу русской культуры.

Характерна и поза Третьякова. Он старается занимать совсем немного места. Это свидетельствует о его скромности. Он не может существовать без тех картин, которые ему удалось собрать. То дело, которое стало смыслом всей жизни этого великого человека, стало и его частью.

Картина не впечатляет живым колоритом или темпераментной кистью. Художник понимает, что Третьяков был от природы сдержанным и скромным. Именно поэтому его личность действительно плохо бы гармонировала с буйными красками и выразительной техникой. Вот почему Репин выбирает немного сухую и очень сдержанную манеру. Только так он мог передать сущность характера этого великого человека.

Мы видим Третьякова, который сидит на мягком стуле. Он немного облокотился на его спинку.

Павел Михайлович о чем-то задумался. Он полностью сосредоточен на своих мыслях. Кажется, что он не осознает, что происходит вокруг, настолько он погружен в себя. Нам кажется, что перед нами замкнутый человек. Лицо его еще молодо. Оно обрамлено бородкой рыжеватого цвета. Перед нами организованный, собранный человек.

Современники справедливо считали, что Репину удалось создать по-настоящему удачный портрет. Они видели внешнее и внутренне сходство с Третьяковым.