Картина Ильи Репина Портрет Писемского - Илья Репин
Картина Ильи Репина Портрет Писемского

Картина Ильи Репина Портрет Писемского

Известно, что во времена своего творчества к жанру портрета Репин обращался неимоверное количество раз. И что наиболее интересно – каждый из них непременно увенчивался успехом. Бедный или богатый, старый или молодой, каждый человек выглядит по-своему оригинально и неповторимо. Репин умел отобразить в портрете ту индивидуальную черту, которая бы отличала полотно от ряда других. И этой чертой далеко не всегда была внешность.

Данное полотно Ильи Репина Портрет Писемского было создано в 1880 году и уже много лет находится в Государственной Третьяковской галерее. Габариты картины достигают чуть более 60 см в ширину на 90 сантиметров в высоту. Во многих своих полотнах художник изображает человека по пояс, чтобы лицо, плечи и грудь выглядели максимально выразительно. Такого же принципа придерживался Репин и в данном случае, но вот только корпус скрывается под большим пиджаком серого цвета. Писатель, которого рисовал Репин, сидит на стуле и опирается руками на трость. Многие искусствоведы говорят о том, что изображение нельзя назвать обычным портретом, таким, каким его привыкли считать.

Алексей Феофилактович Писемский (1821–1881) – русский писатель и драматург – мало известен в наше время. Однако в 1850–1860-е годы в отечественной литературе его имя стояло рядом со Львом Толстым и Фёдором Достоевским. Сочинения Писемского активно обсуждали на страницах популярных журналов, а произведения переводили на иностранные языки.
После публикации в 1850 году повести «Тюфяк» о нем заговорили как о надежде русской литературы. Роман «Тысяча душ» (1858) и пьеса «Горькая судьбина» (1859), относящиеся к раннему периоду творчества, прославили писателя. Его драматические произведения и в 1880-е годы с большим успехом шли на сценах столичных и провинциальных театров, в них играли выдающиеся актеры той эпохи. Современники отмечали скептическое умонастроение Писемского, пытавшегося найти собственный путь между западниками и славянофилами, которое отражалось на страницах его произведений.
Репин написал портрет писателя за год до его кончины, когда Писемский испытывал мрачное разочарование и впал в творческую депрессию. Художник верно подмечает колючий нрав, придавая образу некую настороженность, добавляя беспокойный взгляд мнительного человека, боязливо всматривающегося в окружающий мир. Портрет отличается превосходной манерой исполнения, богатыми колористическими сочетаниями, крепким пластичным рисунком.

 

Очень точно удалось Репину передать характер своего клиента. Он прорисовал каждую черту, каждую морщинку настолько технично, что многие знакомые Писемского поражались мистическому сходству с оригиналом. Присутствует ощущение, что Писемский смотрит на нас не с метрового полотна, а с обычной увеличенной фотографии. Вот только фотоаппараты тогда еще не получили своего будущей славы. Картина дышит жизнью и буквально вот-вот встанет Писемский со своего стула и начнет прохаживаться по комнате. Эта живость в некотором роде передается за счет необычной мимики героя: приподнятая бровь, удивленное лицо, легкая, почти незаметная улыбка в уголках губ.