Известное произведение искусства, принадлежащее кисти Ильи Репина «Проводы новобранца» увидело свет в 1879 году. Картина выполнена на холсте маслеными красками. Она имеет размеры 143х225 см. Сейчас картина выставлена в Русском музее, что находится в городе Санкт-Петербург.
Идеи, касающиеся написания полотна зародились у художника во время того, когда он вместе со своей семьей гостил в поместье Абрамцево. Оно принадлежало его другу меценату Савве Мамонтову. С которым мастер познакомился еще за границей на обеде у Третьякова.
В гостях Репин подолгу гулял по окрестностям усадьбы и имел возможность наблюдать за крестьянской жизнью. Однажды художнику случилось быть свидетелем сцены проводов молодого новобранца.
Картина более чем реалистично отобразила нелегкое бытие крестьян. Такие случаи, как проводы всегда эмоциональны и чувствительны. На полотне изображены люди, которые пришли попрощаться с призывником. Буквально все вокруг пронизано грустью. Даже маленькие дети уныло смотрят.
В этой картине автор запечатлел примечательное действо – семья и соседи провожают молодого парня на службу в армию. Центром полотна является главный герой, юноша-новобранец. Кульминационный момент работы Репин мастерски подчеркнул, высветлив семью юноши ярким светом, и расположив эту группу напротив открытой двери. Более того, эта открытая дверь воспринимается нами символически — как окно в неведанную жизнь, через которое должен перешагнуть парень, готовый отдать долг родине.
Как на многих картинах передвижников, все герои заняты своим делом: мать обнимает сына, упав ему на грудь, растерянно, понурив голову, стоит отец – уходит его помощник, старик держит лошадь за поводья, ожидая, когда закончатся проводы, сельский люд глядит на семью издалека, и даже собака прибежала проститься. А посреди всей этой беспокойной сцены стоит юноша в добротной одежде и новых лаптях, готовый отбыть на службу. Любого из героев можно почувствовать – настолько тщательно Репин выписал каждого, наделив эмоциями и определённым действом.
Хочется отметить, что в картине нет никакого критического подтекста — автор не пытается обличать, ставить какие-либо насущные вопросы, связанные с бытом крестьян. Репин просто создал полотно, окутанное грустным, но светлым настроением, полное душевности, интимности и сентиментальности.
Работа очень полюбилась простому народу, который мог её видеть на передвижных выставках, ведь здесь разворачивался знакомый для них сюжет. Не являясь социально-критической картиной, полотно всё же заслужило положительные отзывы у критиков, упрочив положение Репина в художественном передвижном обществе.
Изображенные животные, будто все понимают и остро ощущают происходящее. Печальные взгляды окружающих передают суть сюжета. Центральное место в картине отведено плачущей матери на плече у своего сына. Она глубоко переживает расставание с юношей. Все присутствующие понимают, что это может быть последняя встреча. Рядом молча, стоят уже многое повидавшие старики, кажется, что только им известно будущее парня.
Если пристально рассмотреть каждую изображенную фигуру на полотне по отдельности, то можно четко ощутить его чувства и переживания. Хоть их всех и окутывает трагичность происходящего, каждый человек здесь занят своим делом. От этого картина становится еще интересней и эмоциональней. Кроме того Репин чудесно изобразил быт крестьян. Здесь и деревянный дом, и сени, и костюмы на людях. Все это прекрасно передает дух того времени.