Картина Ильи Репина Портрет Пирогова - Илья Репин
Картина Ильи Репина Портрет Пирогова

Картина Ильи Репина Портрет Пирогова

Это полотно Портрет Пирогова было написано Репиным в далеком 1881 году. Тогда художник как будто предугадал скорую кончину великого ученого и медика, ведь буквально через несколько месяцев после завершения работы над картиной сам Пирогов умирает.

Совершенно недавно отмечалось сто лет с момента профессиональной деятельности ученого. Его вклад в развитие страны невозможно передать несколькими словами, поэтому приступим к рассмотрению непосредственно самого полотна, которое было создано вопреки сжатым срокам, вызванным плотным и занятым графиком ученого.

После завершения работы над картиной Репин еще долго вспоминал о том, насколько сильно пленили его трудоспособность и жизненная сила Пирогова. Он говорил, что никогда еще не мог работать так быстро, как в случае с великим ученым. И вызвано это было не столько спешкой, сколько великим вдохновением той жизненной силой и энергией, которая исходила от великого хирурга. Чтобы было понятно, что это все далеко не пустые слова скажем только, что Репину понадобилось всего 3 посещения Пирогова, чтобы портрет был готов.

Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в боевых условиях применил анестезию (эфирный наркоз), гипсование при переломах и остеопластическую операцию. Изобретения Пирогова спасли от смерти тысячи раненых. Авторитет Пирогова как выдающегося клинициста был настолько высок, что к его помощи обратились европейские хирурги для лечения Джузеппе Гарибальди, раненного в схватке при итальянском селении Аспромонте в 1862 году. Во время Крымской войны благодаря усилиям «русского Гиппократа» в России появился институт сестер милосердия. Научно-исследовательские открытия Пирогова как ученого повлияли на развитие мировой медицинской науки. В результате громадного труда Пирогов создал иллюстрированный четырехтомный атлас топографической анатомии человека, который применяется вплоть до наших дней.

В мае 1881 года научный мир отмечал 50-летний юбилей врачебной практики Пирогова, на который со всех концов России в Москву прибывали делегации. Приехал и сам Пирогов, удостоенный звания почетного гражданина Москвы «за трудовую деятельность на поприще просвещения, науки и гражданственности». Репин был счастлив, получив возможность написать портрет, по его словам, «несомненного гения». Художник работал быстро, практически a la prima. Закончив портрет за четыре сеанса, он расписался на холсте и не забыл поставить дату – 24 мая 1881 года. На следующий день начались торжества, и лишь немногие близкие люди знали, что у прославленного хирурга недавно было диагностировано смертельное заболевание.

На последнем прижизненном портрете Пирогов изображен мудрым стариком, зорко, с прищуром вглядывающимся в земной мир, который он вскоре покинет. Спокойное серьезное лицо выделяется интенсивным светом и фактурной лепкой, а сложенные на груди руки едва заметны на темном фоне. Ярким огоньком горит пятно красного цвета, «зажженное» ударом кисти, словно биение сердца в окружении драматической черноты. Репин был непревзойденным мастером и «великим „щупальщиком“ существа человеческого», по выражению В. Розанова. Он проник в самую суть характера Пирогова, смог раскрыть психологию врача-труженика с горячим темпераментом и острым умом.

Рассматривая полотно, сразу же обращаем свой взгляд на темный фон. Он красиво выделяет седые виски хирурга и слегка красноватое лицо. Взгляд мужчины сразу же выдает его волевой и решительных характер, а также отсутствие боязни перед любыми трудностями, которые встречаются на его пути. Губы профессора слегка поджаты. Он решительно скрестил руки на груди, не желая открывать свои тайны никому из знакомых, нахмурив лоб и опустив брови. Мы можем увидеть, что профессор не просто упрям, он очень горяч по характеру, что свидетельствует также о вспыльчивости. Несмотря на эти, казалось бы, чересчур резкие и решительные черты, Пирогов не выглядит злым или унылым, наоборот, через все полотно проходит глубокая мудрость и бесценный жизненный опыт.