Картина Ильи Репина Портрет Веры Репиной - Илья Репин
Картина Ильи Репина Портрет Веры Репиной

Картина Ильи Репина Портрет Веры Репиной

Илья Ефимович Репин нарисовал не один портрет своей любимой дочери Верочки, однако данный шедевр является самым известным. Изображение очаровательной маленькой девочки в кресле с позолоченным орнаментом запечатлелось в сердцах миллионов людей разных эпох.

Прекрасная малышка изображена сидящей в большом кресле, оформленном с золотым орнаментом. В верхней части кресла орнамент более ярко отсвечивает золотым, что намекает на материал, из которого изготовлена мебель.

На голове девчушки размещена элегантная плетенная соломенная шляпка с розовым бантом наверху. Скорее всего, шляпка надета на голову для того, чтобы скрыть короткостриженые волосы дочери художника, в противном случае ее можно было бы принять за мальчишку. Лицо Веры озаряют большие темные глаза, взгляд очень серьезен. По всей видимости, дочь очень старательно позировала своему отцу для написания картины. Румяные щеки и алые губы очень гармонично выделяются на лице ребенка, освященном золотистым сиянием лампы.

На девочке надето парадное черное платье, имеющее несколько белых полос на груди, белый воротничок и рукава. Белые колготки и аккуратные черные ботиночки, практически слившиеся с фоном, довершают композицию. Правой ручкой ребенок придерживает золотистый мячик, а левой — деревянную лошадку.

Репин не боялся ставить живописные эксперименты, по-своему откликаясь на разные потребности европейского и русского искусства. Во Франции он написал жанровую картину «Продавец новостей в Париже» (1873, Государственная Третьяковская галерея), многофигурное полотно «Парижское кафе» (1875, Музей искусства авангарда), ставшее первым в отечественной живописи произведением, посвященным женской эмансипации. «Дама, играющая зонтиком» (1874, Государственная Третьяковская галерея) – один из первоначальных этюдов к этой картине, отличающийся изяществом позы и точностью наблюдений. Портрет дочери Веры, по признанию художника, он исполнил в стилистике a la Manet, связав таким образом свою живопись с современным искусством французских мастеров.

Вера Ильинична Репина (1872–1948) – старшая и любимая дочь художника. Если свою жену Веру Алексеевну он называл в письмах «маленькой», то его дочь стала именоваться «манюсенькой» или «микроскопической» Верунькой. Художник всегда писал о дочери с восторгом и нежностью. Вера Ильинична была с отцом в последние годы его жизни в «Пенатах». Именно ей и принадлежал портрет, и от нее он перешел к президенту Польской Республики.

Художник исполнил картину Портрет Веры Репиной очень быстро, в манере à la prima, свойственной французской живописи этого периода. Портрет был начат летом 1874-го в Вёле, но изменен после возвращения в Париж. Технико-технологические исследования позволили установить, что он был серьезно переделан: поменялось расположение фигуры и ее масштаб. Работа написана поверх мужского портрета, возможно, копии, сделанной Репиным с произведения кого-то из старых мастеров.

Девочка выглядит очень послушной и аккуратной, в основном эти черты прослеживаются не так в позе и одежде ребенка, как в осмысленном и не по-детски разумном взгляде. Позже художник нарисует целую серию портретов любимой дочери, по которым мы сможет узнать то, как менялась девочка каждый этап своего взросления. Однако все эти полотна объединяет одна общая черта: характер девочки, ее острый ум, веселье и мудрость прослеживаются в каждой картине, начиная с изображений, написанных в столь малом возрасте.