Картина Ильи Репина Горбун - Илья Репин
Картина Ильи Репина Горбун

Картина Ильи Репина Горбун

Илья Репин, русских художник с мировым именем, который не требует представления, славился своими подготовительными картинами, что свидетельствовало об его особом подходе к любимому делу, даже после смерти художника были найдены много подготовительных эскизов к его знаменитым картинам.

Картина «Горбун» 1881 года, так же была этюдом к его известной картине «Крестный ход в Курской Губернии»1880-1883 год. Написание «Горбуна» далось Репину непросто, так как он долго искал человека, который подошел бы на эту роль, и все-таки нашел его в Хотькове, месте, где художника часто бывал, когда писал картины.

В начале 1880-х годов Репин жил на даче в Хотькове под Москвой и однажды встретил там горбуна на костылях – местного жителя. Репин сделал запись для себя: «Горбун. На монастырской кухне он необходимый помощник; своими длинными руками горбатый с необыкновенной ловкостью и проворством моет тарелки, убирает посуду. У него тонкий голосок, но много характера и энергии. На крестных ходах с помощью костыля этот молодец несколько раз успеет обогнать процессию и забежать вперед для собирания милостыни. Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша. На него можно положиться, он не болтлив и сдержит данное слово. Как все почти горбатые, он необыкновенно умен и скрытен».

Наблюдая за юношей, Репин увидел в нем «маленького человека» с непростой судьбой, умеющего преодолевать невзгоды. Эти впечатления, возможно, дополнились иными – от полученной в подарок в 1881 году репродукции картины Веласкеса «Эзоп», где образ легендарного баснописца построен на контрасте взгляда мудреца и внешности бродяги.
В 1880–1882 годах художник исполнил с хотьковского калеки ряд графических и живописных натурных этюдов, в их числе – «Голова горбуна» (1881, Третьяковская галерея). Репин внимательно вглядывался в выражение его лица, фиксировал разное настроение, открывавшиеся стороны характера. На нашем этюде горбун предстает человеком замкнутым, погруженным в свои мысли. Взгляд юноши направлен в сторону – к значимой для него цели. То же выражение сосредоточенности и целеустремленности повторено и в лице горбуна на большой картине.

Репин отобразил резкую характерность лица юноши – крупный нос, глубоко посаженные глаза, острый волевой подбородок. Художник обратил внимание и на черты, свидетельствующие о здоровье и молодости горбуна – блеск золотистых волос, свечение которых усилено пушистыми ресницами и бровями, загорелую кожу. Художник неторопливо прописывает пряди волос, выстраивая сложную тональную градацию, продолженную в тонкой живописи лица. Темный нейтральный фон усиливает звучность зеленых, салатовых, серых, охристых красок в изображении незамысловатой одежды.

«Горбун» экспонировался на десятой передвижной выставке. Посетивший ее друг Репина критик Николай Мурашко назвал этюд работой, достойной Веласкеса.

Художник Илья Репин много раз рисовал «Горбуна» в разных позах, что ни странно, ведь в картине «Крестный ход в Курской губернии», горбун является одним из центровых персонажей. Автор хотел, чтоб юноша с горбом, олицетворял бедность и в тоже время железную волю и сильный дух, эти качества были необходимы для упомянутой выше картины, так как на той картине хромающего горбуна, который опирался на палку, замахнулся ударить сельский староста. Харизма горбуна четко его выделяет из толпы.

Не стоит считать, что «Горбун» служил только как недостающая деталь к картине «Крестный ход в Курской губернии». Глубокий задумчивый взгляд юноши, а также его физический дефект в виде горба символизирует целый слой общества в России конца XIX века, к мнению и потребностям никто, никогда не прислушивался, но все, же они активно участвовали в общественной жизни городов, имея свое независимое мнение.

Учитывая все моральные качества юноши с горбом, а также его неординарную, харизматичную внешность, картину «Горбун», надо анализировать отдельно, как еще один шедевр великого русского художника. Репин как будто полностью открывает душу своего героя и показывает его переживания.