Анализ картины Ильи Репина Голгофа - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Голгофа

Анализ картины Ильи Репина Голгофа

В течение всей жизни Репин многократно обращался к религиозной тематике. «Голгофа» – картина, буквально выстраданная художником, замысел которой он вынашивал многие годы.

Читая книгу воспоминаний Репина, можно понять, насколько автор переживал этот сюжет, пропускал его через свое сердце. Он чувствовал, слышал плач и стоны скорбящих о Христе.

Под мрачным тяжелым небом – бесчисленная толпа сопереживающих и любопытных. Интересно, что Репин изобразил Христа на кресте в обыкновенной русской рубахе. Споры о том, зачем автор применил такой прием, ведутся до сих пор, но одна версия поддерживается большинством искусствоведов.

Критики считают, что художник через элементы одежды передал драматизм, характерный русскому народу. Так как сюжеты библейской тематики были понятней и ближе простым людям, язык искусства тоже становился более красноречивым.

Интересен тот факт, что Репин не сильно жаловал церковь, относился к ней достаточно холодно. В знак солидарности, когда Лев Толстой был отлучен от нее, художник тоже перестал посещать Божий дом. Почему же в работах Репина такое невероятное множество религиозных сцен? Дело в том, что, несмотря на свое личное отношение, он преподносит людям церковь как знамение для русского народа.

В 1921–1922 гг. Репин создает «Голгофу». Пишет её на грубом холщовом обороте линолеума. Когда закончился запас французских холстов с матовым полумасляным белым грунтом, в ход пошли линолеум или клеёнка, покупавшиеся в Куоккале, где жил художник, в магазине при железнодорожной станции.

Первоначально она принадлежала норвежскому доктору Ааллу, купившему её прямо с выставки в Финляндии в 1926 г. Картина висела в столовой доктора. Она обладала настолько сильным воздействием, что на время обеда её закрывали занавесом. В 1979 г. эта картина была передана сыном доктора Аалла, известным коллекционером и меценатом Кристианом Ааллом, в Художественный музей Принстонского университета, где и хранится до сих пор.

На очень трагичной по колориту картине Голгофы изображены лишь тела казненных разбойников и стая собак. Крест, на котором был повешен Христос пустует и лежит на земле, что в купе с тлеющем огоньком в глубине пещеры отсылает нас к совсем другому сюжету — «Воскресения».

По мнению британского исследователя Д. Джексона, «интерпретация классической темы распятия, без присутствия Христа, с изображением собак, лижущих кровь — беспрецедентный случай в истории искусства».

«Голгофа» была представлена на художественной выставке в Хельсинки, где стала почетным лидером среди других произведений. Эта картина существенно отличалась от обычной репинской композиции.

Кроме того, «Голгофа» была наполнена символами, мелочами, такими как свежая выкопанная могила, кровавые следы, снующие собаки. Это было нехарактерно для творчества автора и, вместе с восхищением, картина вызвала искреннее изумление ценителей.

Выставка в Хельсинки стала последней при жизни автора, а «Голгофа» – одной из ярчайших картин финальных творческих лет.