Картина Ильи Репина Нищая - Илья Репин
Картина Ильи Репина Нищая

Картина Ильи Репина Нищая

Полотно «Нищая» вышло из-под кисти художника в 1874 году. Картина была написана еще молодым Репиным в городе Вель, что во Франции. Культуроведами всего мира картина признается лучшим творением периода юности художника.

Несмотря на обостренную борьбу Государственной Третьяковской галереи за право включить «Нищую» в свою экспозицию, картина находится в Областном художественном музее города Иркутска. На полотно долгое время велась охота. Обманом директор музея в Иркутске заполучил шедевр у реставраторов из Третьяковки. Чудом ему удалось избежать наказания.

Одним из уникальных портретов, выполненных в этюдной манере Ильей Репиным является «Нищая. Девочка-рыбачка», который специалисты от искусства всего мира не без основания признали лучшим произведением русского живописца раннего периода.

На этом этюде художник изобразил стоящий в поле образ девочки-подростка с рыбацкой сетью в руках.

Позади ее худенькой фигуры зритель видит простирающиеся пожелтевшие просторы с васильками, маками и густой пожухлой травой.

Девочка-подросток, позировавшая художнику — маленькая жительница Вёля(Франция). Она, как и многие другие, зарабатывала на хлеб, позируя приезжим художникам.

Репину сразу же приглянулась девчушка своей яркой фактурой и непосредственностью. Однако написать с нее этюд оказалось не так просто, как думалось. Позже Репин писал своему другу: «девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась… и было весьма сложно зацепиться за ее образ».

Однако, невзирая ни на что, художнику все же удалось в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть ее внутренний мир, состояние души, мысли, чувства, переживания.
В результате художник оставил потомкам глубоко психологический портрет ребенка, на лице которого нет ни протеста, ни заинтересованности, ни страдания, а есть только легкая досада и безнадежность.

Она как бы существует в этой жизни, покорно принимая удары судьбы на свои маленькие хрупкие плечики и не ожидая никакого сострадания от людей.

Самыми обычными красками художник в своей работе создал невероятное ощущение солнца, света, воздуха, а так же образ девочки, который по композиции весьма интересно расположен на холсте.

Репин будто подводит зрителя к самому краю картины, и заставляет внимательно всматриваться в её тонкие взъерошенные волосы, загорелое личико, худенькую шею, выгоревшие брови и ресницы, в одежду в заплатках, загрубевшие детские руки в цыпках. А еще в грустное, отрешенно-задумчивое выражение глаз.

Поистине потрясающая работа мастера, после написания которой многие известные современники художника с уверенностью начали утверждать, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист.

Полотно написано с натуры. Тогда Репин уделял большое количество времени живописи на открытом воздухе. Бедные французские девочки зачастую позировали различным творцам за плату. Таким образом, они получали крохи, позволяющие хоть как-то прожить. Позднее, в переписке со старым приятелем, Илья упоминает натурщицу. В строках проскальзывает недовольство. Девочка позировала из рук вон плохо: дергалась и безобразничала. Однако мастер сумел разглядеть за всем этим тонкую душу и истинное положение вещей. Портрет получился сложным, глубоким, очень завершенным. На его создание художник потратил мало времени, настолько горел идеей.

Девочка изображена с рыбацкой сетью в руках. Прорисовка очень мелкая, детальная. Загорелая, с выгоревшими бровями и обветренной кожей, девочка наполнена целым спектром эмоций. Краски выбраны сдержанные, темные. Однако выбор цветового решения не повлиял на живость картины. Многие специалисты говорят о том, что именно данное произведение позволило Репину состояться в качестве гениального портретиста.