Картина написана в 1896 году. На сегодняшний день полотно представлено в Московской Третьяковской галерее. Ранее был представлен первый вариант картины, имевшей название «Простите!», в 1897 году проданный итальянке в частную коллекцию. Кроме него также есть эскиз работы, находящийся в одной из московских коллекций. Один из современников Репина рассказывает о том, как зародилась идея полотна. Он утверждал, что работа была представлена зрителю после рассказа одного из судебных деятелей о дуэли, в которой виновный был смертельно ранен и незадолго до своей кончины попросил прощения у своего соперника.
Картина – уменьшенный вариант большого полотна под тем же названием – «Дуэль» (1896, частное собрание, США). П. М. Третьяков, заинтересованный в покупке работы, не успел ее приобрести, так как художник отправил полотно на выставку в Италию. Представленная на Международной выставке 1897 года в Венеции, картина вызвала горячий интерес, имела огромный успех у зрителей и художественной критики и была куплена за 10 000 рублей в одну из итальянских коллекций. Сюжет для картины Репину подарил его близкий приятель, военный юрист А. В. Жиркевич, хорошо знавший обстоятельства поединков в военной среде, часто фатальных. Репин был благодарен за присылаемые Жиркевичем материалы об офицерских дуэлях. Виновный в споре смертельно ранен и, умирая, просит прощения у своего противника. У этого варианта есть и другое название – «Простите». Художник до предела обостряет психологическую коллизию, придавая сцене повышенную экспрессию.
Как часто бывало у Репина, увлеченный заинтересовавшей его темой, он возвращался к произведению, создавая несколько его вариантов. Так было и с этим сюжетом.
В картине Третьяковской галереи художник мягкой тональностью пейзажа, рассеянным светом бессолнечного дня успокаивает обостренную экспрессивность сцены, сохраняя ее только в позах, выражениях лиц двух главных героев. Умирающий и его соперник, разделенные пространством и другими фигурами, сосредоточивают в себе внутренний нерв картины. Между ними словно проходит невидимая вольтова дуга. Тема провинциального военного быта и дуэли в офицерской среде, приведшая к гибели героя, раскрывается в повести А. И. Куприна «Поединок» (1905).
Еще раз
Репин вернулся к разработке этого сюжета в 1913 году, назвав картину «Поединок» (Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва). Она превосходит ранние варианты острой экспрессивностью действующих лиц и колористическим решением.
На картине Ильи Репина Дуэль представлен момент уже после выстрела, где раненого окружили несколько секундантов, поддерживая за руки и тревожно глядя на доктора, который расположился рядом и прогулочным шагом направляется к умирающему, а напротив, отвернувшись от соперника, прикуривает папиросу победитель дуэли.
После выхода работы в свет на Репина обрушилась масса отзывов самого разного характера. Некоторые считали, что художник не доделал работу, таким образом вызывая чувство безразличия к происходящему внутри эпизода, но были и другие, которые утверждали, что испытывали неподдельные эмоции, глядя на выражение лица умирающего, сопереживали ему. Один из критиков после просмотра картины обратился к Репину с вопросом: «Ведь раненый простил своего убийцу?». Такая реакция стала неожиданной для творца, поскольку тема дуэли сама по себе имела противоречивый характер. Многие рассмотрели в работе некий протест против дуэлянтов, отдавая предпочтение мирному решению конфликтных ситуаций.
Статью прочитали 12