Картина Доменико Гирландайо Портрет Джованны Торнабуони - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Картина Доменико Гирландайо Портрет Джованны Торнабуони

Картина Доменико Гирландайо Портрет Джованны Торнабуони

“Портрет Джованны Торнабуони”, написанный в 1488 г., создавался не с натуры – исходным материалом для работы послужила медаль с профилем молодой женщины, по существующей версии выполненная к бракосочетанию Джованны делльи Альбицци с Лоренцо Торнабуони.

Свадьба молодых состоялась при непосредственном участии лично Лоренцо Великолепного, родственника жениха. Торжества отличались невиданными размахом и роскошью.

Автором полотна является один из лучших мастеров портретной живописи периода Раннего Средневековья из Флоренции Доменико Гирландайо. Художник работал на доске, темперой (водоразбавляемой краской, предшественницей масляной краски).

Перед зрителем – один из классических примеров портретной живописи эпохи Возрождения, написанный в строгом соответствии с законами жанра.

Флорентийское квадроченто, в стиле которого выполнена картина, выражено особыми приемами. Строго соблюдены все каноны классической средневековой живописи. Портрет поясной, человеческая фигура показана в профиль, руки сведены вместе. Лицо матроны спокойно, выраженные эмоции полностью отсутствуют. На груди хорошо просматривается дорогое украшение – брошь с драгоценными камнями, надетой на шелковую нитку.

Джованна причесана по средневековой моде, одета в роскошный наряд. Следует отметить, что внешность и пропорции тела явно идеализированы, дабы не нарушать предписанные законы стиля.

Композиционно портрет содержит ближний и дальний планы. Ближе к зрителю располагается женская фигура. За ней, в некотором отдалении, изображена неглубокая ниша с несколькими предметами – прикрепленными к верхней полке коралловыми четками, табличкой с выбитыми на ней словами древнеримского поэта, и приоткрытым молитвенником. Изысканный набор свидетельствует о тонком вкусе и подлинной аристократичности его владелицы.

Портрет разительно отличается от привычных современному зрителю, более поздних работ в данном стиле. С уверенностью можно сказать, что в данном случае зритель имеет дело с идеализированным изображением почтенной дамы. Черты лица напоминают маску, тщательно прорисованную согласно существующим правилам. Сомнительно, что в жизни у Джованны действительно была такая неестественно вытянутая шея.

Подлинник картины храниться в Испании, в мадридском музее Тиссена -Борнемисы.

Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. 1488г. Доска, темпера. 77 ; 49 см Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Гирландайо-итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Художник обладал удивительной способностью легко и точно схватывать внешний облик людей и вещей. Он выполнил ряд портретов, в которых непосредственность наблюдений сочетается с глубокой человечностью образов.

Эта картина представляет собой прекрасный пример портрета флорентийского кватроченто — строгая профильная поясная композиция, руки сведены вместе. Черты и пропорции лица и тела идеализированы. Всё это заметно в линиях, задающих форму тела, и в лице, не выражающем никаких ярких чувств и эмоций.

Портрет выполнен на фоне ниши с предметами, подчёркивающими изысканный вкус и характер Джованны Торнабуони.
Брошь в форме дракона с двумя жемчужинами и рубином составляет комплект с кулоном на шёлковой нити, висящим на шее Джованны. Они намекают на её общественную жизнь. Драгоценности уравновешены лежащим в другой части ниши молитвенником и прибитыми к верхней части ниши чётками с коралловыми бусинками. Они должны подчёркивать набожность Джованны и её богатый внутренний мир.
Личность модели, изображённой на портрете, была установлена по медалям с её профилем.
Вы наверное заметили табличку с с надписью на этом портрете. Это часть XXXII эпиграммы римского поэта I века н. э. Марка Валерия Марциала, посвящённой портрету генерала Марка Антония .

Искусство, если бы ты могло показать характер и душу, не было бы на свете картины прекраснее. 1488г.

Одна из медалей предположительно является работой гравёра Никколло Фьорентино и хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Другая медаль этого же гравёра с изображением Джованны и надписью «IOANNA ALBIZA VXOR LAURENTII DETORNABONIS» выставлена во флорентийском музее Барджелло. Возможно, медали были заказаны по случаю свадьбы Джованны дельи Альбицци и Лоренцо Торнабуони.

Им обоим было по 17 лет и, естественно, брак был политическим. Свахой выступал кузен жениха, сам Лоренцо Великолепный.Торжества были весьма помпезны, в церковь Санта Мария дель Фьоре молодых сопровождал кортеж из 150 человек, свидетелем бракосочетания был испанский посол, в доме Альбицци был устроен пышный пир, а Джованни Торнабуони организовал торжества в городе — на площади Сан Микеле Альбертелли была устроена сцена для танцев и предствлений, празднования продолжались три дня и были подробно описаны в эпиталаме придворным поэтом Нальдо Нальди. И, конечно же, Николло Фьорентино создал памятную медаль.

Джованна дельи Альбицци родилась 18 декабря 1468 года, вышла замуж за Лоренцо Торнабуони 15 июня 1486 года и умерла при родах 7 октября 1488 года.Джованна присутствует также на фреске «Встреча Марии и Елизаветы», выполненной Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария-Новелла по заказу её свёкра. На фреске она изображена в полный рост, но поза, одежда и украшения практически полностью повторяют портрет 1488 года.