Гирландайо создает невероятно реалистичный потрет. Кого он изобразил, этот факт так и остался тайной. Художник смог создать невероятно трогательный образ мальчика. Из-под шапки красного цвета выбиваются кудри золотистого цвета. Он прильнул к своему деду. Кажется, что ребенок ищет защиту или хочет спросить его о чем-то.
Живописец изображает старика, не приукрашивая его. Дед смотрит на внука очень нежно, с любовью. Одновременно во взгляде чувствуется восхищение и еле уловимая горечь. Весь облик героя одухотворен.
Художник акцентирует внимание на изуродованном носе героя. Наш взгляд невольно притягивает этот впечатляющий объект. Но вокруг огромное количество оттенков эмоций. Да старик некрасив. Но он любит ребенка, и наше отношение к герою полностью меняется.
Окно открыто. В нем можно увидеть идеальный во всех отношениях пейзаж. Именно так природу изображали в период Ренессанса. Мы видим холмы и скалы вдали. Течет речка по живописной долине. Это настоящий райский уголок.
Живописец проводит четкую параллель между природой и отношениями деда и внука. Они действительно гармоничны и прекрасны.
Портрет привлекателен похожестью и огромной разницей между ребенком и стариком.
Впечатляет мастерство Гирландайо. На потрете преобладает красный и коричневый цвета. На старике красная одежда, а на мальчике такого же оттенка шапка. Художник с любовью прописывает все черты лица своих героев. Для этого он подбирает подходящие оттенки. Зритель чувствует, что старик и мальчик живые. Создается впечатление, что портрет объемен.
Задний план нарочито затемнен. Мы видим лишь то, что происходит за окном. Для живописца имеет значение только пейзаж. Он позволяет провести параллели с героями. Вся остальная обстановка помещения абсолютно не играет никакой роли.
Художник сумел создать невероятно выразительный потрет, поражающий естественностью чувств.
В «Портрете старика с внуком», личности которых остались неизвестными, Доменико Гирландайо (1449-1494), живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, стремился к реалистично-правдивому изображению своих моделей. Трогателен образ маленького мальчика с выбивающимися из-под красной шапочки золотистыми кудрями, прильнувшего к деду в надежде найти то ли защиту, то ли ответ на какой-то мучающий его вопрос. Старику-деду художник не польстил. Он изобразил его некрасивое лицо без прикрас, однако обращенный к ребенку взгляд, полный любви и нежности, придает его облику одухотворенность. В открытом окне виднеется «идеальный пейзаж», характерный для живописи Ренессанса: долина с лентой реки, возвышающиеся вдали холмы и скалы. Отношения героев столь же прекрасны и гармоничны, сколь прекрасна и умиротворенна природа.
Флорентийский художник Доменико Гирландайо — автор грандиозных фресковых циклов на библейские сюжеты. Но, пожалуй, самая известная его работа — этот небольшой «Портрет старика с внуком», написанный более 500 лет назад.
Увы, о героях этой картины точно не известно ничего. Даже то, что это дедушка и внук — предположение искусствоведов, которым надо как-то называть картину в каталогах.
Что скрывают взгляд и жест мальчика? Он просит у дедушки совета и приготовился слушать? Он делится с ним своими детскими радостями или горестями? Просит рассказать, каким дедушка был в детстве? Спрашивает, станет ли и он сам когда-то таким же старым — без ангельских золотых локонов. но с разросшимся носом? Именно эти неразрешимые вопросы делают картину такой завораживающей, увлекающей.
Мальчик с такой любовью прильнул к старику, а тот смотрит на него с такой нежностью, что нам уже совсем не кажутся отвратительными ни бородавка над виском старика, ни его огромный рыхлый нос.
Нос старика изуродован болезнью под названием ринофима. И здесь мы снова имеем дело с неизвестными: учёные до сих пор не сошлись во мнении относительно того, что же является причиной этого заболевания. Гипотезы выдвигаются такие: хронический воспалительный процесс (например, угревая болезнь), частый контакт с холодом, хронический алкоголизм.
Едва ли этот старик был алкоголиком. Скорее всего, это состоятельный мужчина, известный и уважаемый в обществе.
Гирландайо также сделал рисованный портрет этого мужчины с больным носом. Тот факт, что мужчина изображён с закрытыми глазами, позволяет трактовать этот портрет как посмертный.
Поскольку точный год создания «Портрета старика с внуком» и этого рисунка установить невозможно, есть две версии того, как всё могло быть.
Возможно, старика и внука Гирландайо написал при жизни дедушки. И дедушка был таким уважаемым человеком, что когда он умер — позвали художника, чтоб запечатлел его напоследок ещё раз.
Но всё могло быть и по-другому. Дедушка (и в этой версии он тоже уважаемый — к простолюдинам Гирландайо бегать бы не стал) умер. Художник набросал его портрет прямо на смертном одре. А уже после смерти — написал портрет покойного с внуком: так, будто дедушка ещё живой.
Кто мог заказать этот портрет во втором случае? Может быть, сын. Может быть, внук (например, внук на самом деле был уже взрослым, но если мёртвого дедушку можно изобразить живым, почему и внука не вернуть в прошлое?). А ещё, конечно, нельзя исключить, что этот мальчик — вовсе не внук, а поздний сын старика.