Картина Андрея Матвеева Портрет И. А. Голицына - Русские художники
Картина Андрея Матвеева Портрет И. А. Голицына

Картина Андрея Матвеева Портрет И. А. Голицына

В 1728 году Андреем Матвеевым были написаны портреты супружеской четы Голицыных, князя Ивана Алексеевича и его жены. Он должeн был запечатлеть этих представителей знатного рода для потомства.

Андрей Матвеев — один из первых русских художников, получивших образование в области искусства в Западной Европе, куда он в составе группы других студентов был направлен по инициативе Петра Первого. После 11-летнего обучения в Нидерландах Матвеев вернулся в Россию, где должен был стать знаменитым придворным художником. Долгое отсутствие привело к тому, что у него не было в России ни покровителей, ни хороших знакомых. В первый же год, сразу после приезда он едва не остался без средств к существованию, но молодого художника выручил полученный им заказ на написание портретов князей Голицыных.

Парадный портрет князя Ивана Алексеевича выполнен Матвеевым полностью в традициях современного ему западноевропейского искусства, с соблюдением принятых строгих правил. Тихий и тщедушный семидесятилетний князь на картине представлен в виде стройного рыцаря в величественной позе, в затемнённых блестящих латах. На голове Голицына — парик, а шея прикрыта белым шарфом. В то же время во взгляде князя, в его чертах лица прослеживается робость и слабость души. Такая же двойственность отличает и портрет его супруги, Анастасии Петровны Голицыной, женщины недалёкой и слабой, но в жизни глубоко несчастной.

Написание портретов четы Голицыных в 1728 году стало началом карьеры живописца, послужив восхождению их автора к широкой известности. Современные исследователи изобразительного искусства считают Матвеева одним из величайших художников восемнадцатого века, упоминая его в ряду основателей российской портретной живописи.

В европейском искусстве XVIII века существовали твердые правила, согласно которым писались подобные портреты. Модель следовало изображать в пышном облачении и гордой позе, соответствующими высоте ее общественного положения. Позднебарочный стиль располагал целым арсеналом приемов для создания наиболее величественного впечатления. Сюда входили и смелые повороты фигур, как бы захваченных в движении, и, развевающиеся на ветру или прихотливо громоздящиеся, складки роскошных одежд, и внезапно открывающееся пространство фона.

Вот почему семидесятилетний И. А. Голицын, добрый и тихий человек, занимавший место комнатного стольника при царе Иване Алексеевиче, но сторонившийся службы и то и дело снисходительно освобождавшийся от нее Петром, изображен Матвеевым в виде моложавого стройного рыцаря. Голову его светлым воздушным ореолом украшают мягкие локоны парика, на шее щегольски повязан прозрачный белый шарф, воинственно развернутую фигуру покрывают блестящие темные латы с красными отсветами, от наброшенной сверху тяжеловесной мантии. Сильно потемневший от времени фон с изображённом облачного неба придает портрету величественный масштаб.

Но Иван Алексеевич Голицин был тихим, робким и богомольным человеком. Его горделивая поза и военные латы не скрывают малодушия и душевной слабости натуры.

Матвеев избегает обычной бравурности и в канонических рамках парадного портрета, словно чудом, создает образ, приближающийся к лирическому, по тонкости душевной характеристики. Лицо блестящего рыцаря, как-то застенчиво светящееся, выдает ту мягкость, которая отличала И, А, Голицына, умершего отшельником в скиту спустя год после портретирования.