Картина «Семейный портрет» была написана Александром Михайловичем Герасимовым в 1934 году.
На ней в спокойной и домашней обстановке изображены все члены художника, включая его самого. Эта картина не предназначалась для широкой аудитории зрителей. Она передает семейное благополучие художника, близость родных ему людей. И в полной мере передает простой солнечный день дачного отдыха.
Картина насыщена яркими красками и акцентами из других его работ, уже знакомых герасимовских натюрмортов: пышный букет роз, овальный стол из красного дерева и серебряный сервис.
Пышный букет из роз в центре стола сразу обращает на себя внимание зрителя большим размером бутонов и сочетанием разной цветовой гаммой. Букет собран немного вразнобой, цветы не выстроены в четкую флористическую композицию, что указывает на дачное происхождение этих цветов. Их стволы сохранили свою зеленую листву, и он словно перетекает в единое целое с фоном картины. Весь задний план усеян многочисленной и разнообразной листвой, они как будто купол накрывают летную дачную террасу со всем семейством. Зонт в руках у представительницы старшего поколения поддерживает купол образность листвы и семейство, будто окутано этой зеленой шалью.
Чайный сервис на подносе свидетельствует о чаепитии на свежем воздухе. Жена художника, изображенная им с чайной чашкой в руке, поддерживает это. Дочь изображена с некой ноткой тоски и обреченности. Ее надутые губы и слегка склонная голова явно это передают.
Сам художник изображен уверенно и откровенно. Демонстрируя семейное благополучие, он полон гордостью с некой ноткой самодовольства.
На сегодняшний день картина А. М. Герасимова «Семейный портрет» находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Александр Михайлович в своем творчестве не раз обращался к теме семьи. Самым известным произведением данной тематики является картина «Семейный портрет» (1934 год). Александр Герасимов изобразил на полотне себя, младшую сестру Александру Михайловну Разину, жену Лидию Николаевну и дочь Галину.
Этюд к семейному портрету был написан в родном для художника городе Мичуринске. Старинный кирпичный дом, где вырос Герасимов, сохранился до сих пор. Годы, проведенные в Мичуринске, были необычайно важны для художника. Здесь он пестовал свой талант и здесь сделал первые шаги на пути к успеху и славе. Этот небольшой провинциальный городок представлял собой в те времена пеструю, колоритную картину нравов и типов. Глубокую привязанность к этому уголку русской земли Александр Герасимов пронес через всю свою жизнь. Уже на склоне лет, вспоминая родные места, художник писал: «До сего времени все эти картины живут в моей памяти».
На территории усадьбы, где провел детские и юношеские годы Александр Герасимов, главным украшением сада была беседка — добротная, большая. Здесь художник много работал, отдыхал, часто ночевал. Постель неприхотливая: кошма, подушка да одеяло. Беседку художник пишет неоднократно. Она изображена на известной картине «После дождя. Мокрая терраса». Так писать мир вещей, повседневное окружение мог только живописец, восторженно влюбленный в жизнь. «Мне не понадобилось ничего переставлять или добавлять — настолько было прекрасно все, что находилось перед моими глазами». В такой приятной и душевной обстановке художник задумал написать этюд к семейному портрету.
Семья уютно расположилась за чайным столом на открытой террасе. Смелыми мазками и сочным ярким колоритом Александр Герасимов передает солнечный день дачного отдыха близких и родных ему людей. Небольшое пространство на фоне сада художник оставляет для автопортрета. Особую нарядность, даже торжественность этому полотну придает великолепно написанный натюрморт на столе, где первый план занимает огромный букет цветов, — мотив, с давних пор любимый художником.
Александр Михайлович никогда не забывал о родительском доме. Где бы он ни был, он всегда возвращался в Козлов, домой, где все ему были рады. Сестре он неоднократно писал душевные теплые письма, делился своими впечатлениями о Москве и заграничных поездках. Сейчас они занимают почетное место в экспозиции музея-усадьбы.