Картина Сергея Герасимова Мать партизана - Русские художники
Картина Сергея Герасимова Мать партизана

Картина Сергея Герасимова Мать партизана

Картина написана в промежутке семи лет. Начало работы положено в 1943 году, в переломный момент великой отечественной войны, когда советские войска дали отпор противнику, и немцы начали отступать. Эта картина ярко показывает дух советских людей, во многом благодаря которому был определён итог войны.

На холсте изображена драматическая сцена: фашистами захвачена русская деревня — дома порушены, на земле тела погибших людей, защищающих родную землю. Немецкий офицер отдаёт команду пожилой русской женщине, стоящей босиком посреди развалин.

Из этой деревни в тыл врага ушло много партизан, и эта женщина – мать одного из них. Её, как и остальных жителей деревни, ждёт страшная участь. Однако перед лицом смерти она не испытывает страха. Женщина гордо противится офицеру. Её дух не сломить. Эта женщина – мать, и она так же преисполнена героизма, как её сын и все солдаты ушедшие на фронт.

Она олицетворяет всех матерей, которые отправили своих детей на войну, она готова с достоинством принять боль и страдания во имя своей отчизны. Родина – мать, как мать партизана – бесстрашная и могучая, до последнего стоит за своих детей.

Её героизм ярко контрастирует с образом фашистского захватчика. Крепкий и физически сильный офицер кажется жалким, его жест будто бы застыл в воздухе от недоумения. Его лицо повернуто в таком ракурсе, что тяжелый лоб и массивная челюсть кажутся чем-то звериным. Он словно бульдог, огрызнувшийся на своего хозяина.

Картина построена так, что хорошо различимы только главные персонажи, люди и элементы на фоне – размыты. Это подчеркивает драматичность произведения. Противостояние центральных героев так напряжено, что всё вокруг не имеет значения. Каким бы ни был итог этой борьбы – русский дух матери намного крепче мнимой силы противника.

Эта картина считается одной из самых ярких работ, затрагивающих тему великой отечественной войны. Она была удостоена золотой медали советского союза и в 1958 году экспонировалась в Брюссельской галерее искусства.

В это время фашистов уже остановили. Партизаны были мстителями из народа, которые как раз и объединяли фронт и тыл. Этим патриотам не были страшны пытки и угрозы.

В центре своего полотна Герасимов изображает простую русскую женщину. Фашистам не могут ее запугать. Прямо за ней родная земля, которую враги опалили и осквернили. Она вся залита кровью родных людей и близких друзей. Эта земля стала патриотов священной. И это не просто громкие слова.

Фашисты смогли почувствовать, как мощен гнев народа. Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с настоящей русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. Мы видим ее силу и величие, а сзади нее полыхает пожарище. На лице можно прочесть страдание. Но мы видим непоколебимого человека, который ничего не боится.

Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное.

Герасимов сознательно затушевал все то, что сопутствует главным персонажам. Перед нами только мать и фашист. Их фигуры прорисованы в мельчайших подробностях. Другие персонажи только намечены.

Художник показал в этом сильном эпизоде столкновения русской женщины и немца мужество русских людей и максимальную стойкость в действительно великой борьбе. Люди верят, что разум обязательно победит, иначе просто не может быть.

Герасимов воплотил в этой картине яркий и глубокий оптимизм. Перед нами творение, удивляющее монументальностью.

Беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу — на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет. Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана»- советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги.

За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.

Великую силу народного гнева испытали на себе фашистские громилы. Жалким кажется немецкий офицер по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека.

По контрасту с ярким, по-своему символическим образом матери образ гитлеровца лишен выраженной индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе.

Художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста, и лишь в самых общих чертах намечает остальных персонажей.

В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. «Мать партизана» — эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.