Картина Теодора Жерико Портрет сумасшедшей (Умалишенной) - Альбрехт Дюрер
Картина Теодора Жерико Портрет сумасшедшей (Умалишенной)

Картина Теодора Жерико Портрет сумасшедшей (Умалишенной)

На протяжении многих веков тема лишения рассудка привлекала многих художников. Полотно, с изображением сумасшедшей женщины, было написано Теодором Жерико в 1822 году. Снедаемый предчувствием своей скорой кончины, Жерико воплощает свои переживания на этом холсте.

Тяжелая психическая болезнь или потеря рассудка для человека подобна смерти, в духовном понимании. На картине изображена женщина, которую давно постиг этот удел. Ее мысли витают в далеких от земли краях, неведомых здоровому человеку. Ее рассудок уже не воспринимает грань между реальностью и иллюзией.

Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Больничная одежда свидетельствует то том, что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших. Из-под белого чепца выбиваются пряди поседевших волос, лицо расчерчено глубокими линиями морщин. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. На ее губах можно заметить подобие улыбки. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры.

Ранее Теодор Жерико создавал картины в романтическом стиле, но что толкнуло его на создание полотна такого типа? В образ несчастной сумасшедшей женщины он вложил свой собственный страх перед потерей разума. Это объясняет его чувство сострадания к героине, к ее мятежному беспокойному душевному состоянию, и желание Жерико донести до зрителя тонкую черту, разделяющую здорового человека от душевнобольного.

По просьбе своего друга, доктора психологической клиники, Жерико создал целый ряд портретов сумасшедших людей. Главной задумкой этих картин было выражение не внешних проявлений прогрессирующих психических недугов, а внутренних переживаний больных людей.

Безумие интересовало многих художников. Картина относится к позднему периоду творчества художника. Предчувствие скорой смерти тяготило его. Портрет безумной женщины — результат этого предчувствия.

По своей сути, психическое заболевание — это духовная смерть человека. Перед зрителем старая женщина, давно уже потерявшая способность реально воспринимать окружающий мир. Иллюзии — ее реальность. Больничный наряд, желтоватая, безжизненная кожа обтягивает удлиненный череп. Лихорадочный румянец подчеркивает безумие в потухших, равнодушных глазах героини. Губы растянуты в полуулыбку. Все вместе — образ несчастной, потерявшей рассудок.

Что же привлекло художника-романтика в образе несчастной обитательницы клиники для душевнобольных? Несомненно, это страх перед безумием, страх перед неизвестным и необъяснимым. Автор с нескрываемом сочувствием относится к своей героине, завороженный ее измененным состоянием, он дает возможность зрителю задуматься о хрупкой грани, которая отделяет любого человека от безумия.

Исследователи полагают, что картину можно считать частью более масштабного замысла художника, который он так и не успел воплотить в жизнь. Возможно, интерес мастера к обитателям сумасшедшего дома — результат изучения английской живописи, в которой подобные сюжеты были распространены.