Картина, созданная Алексеем Кондратьевичем Саврасовым в 1867 году, на сегодняшний день хранится в московской государственной Третьяковской галерее искусств. Уникальное по тем временам композиционно-пространственное решение Саврасова н могло не привлечь внимание критиков искусства, которые оценили работу Алексея Саврасова очень высоко. Богатая цветовая гамма, примененная художником, преисполняет картину воздушным пространством, зритель словно чувствует дуновение ветра, шевелящее кроны деревьев.
Все элементы композиции гармонируют друг с другом: можно наблюдать техническое сходство написания яблонь, крыши ветхого сарая, ограды двора. На лирическом полотне Алексея Саврасова «Сельский вид» изображен ежедневный быт простого человека – мы видим трудолюбивого пасечника, склонившегося погасающему костру близ пчелиных ульев.
Необъятный простор русских земель изображен Саврасовым благодаря выписыванию склонов на фоне основной композиции, зеленые луга, полет птицы, усталое млечное небо – все это расширяет границы представления зрителя. Полотно «Сельский вид» принято считать лирическим, поскольку оно позволяет воспользоваться эмоциональным восприятием при рассмотрении картины.
Чаще всего в работах Саврасова можно увидеть раннюю весну или позднюю осень, его особенно привлекала возможность показать живописную гармонию и красоту переходных состояний природы, неуютных в реальности. Картина «Сельский вид» относится к относительно немногочисленным пейзажам мастера, в которых царствуют прекрасная погода и яркий солнечный свет.
Старый деревенский сад с цветущими деревьями, пробуждающиеся от зимней спячки пчелиные ульи, едва зазеленевшая березовая роща вдалеке – нежные, также как будто только расцветающие, краски и деликатная, почти графическая манера письма в картине настраивают на радостный лад. Саврасов искусно варьирует в композиции вертикали и горизонтали, прорисовывая кистью поверх ландшафта тонкие обнаженные ветви деревьев на первом плане. Небесная часть пейзажа, на долю которой приходится почти треть картинного поля, лишена облаков, но не выглядит монотонной. Кажущаяся пустота небес создает впечатление почти безграничной выси, наполненной весенним воздухом.
Известно, что пейзажи Саврасова оказали большое влияние на формирование живописной манеры его выдающегося ученика Исаака Левитана. Как и учитель, Левитан мог наделять краски удивительной звучностью и внутренним светом, не погрешив при этом против реальности. Среди работ Левитана в Третьяковской галерее есть и схожий по мотивам с саврасовским, но более камерный пейзаж «Цветущие яблони» (1896).
Впечатление весеннего пробуждения природы, ее хрупкой чистоты достигается здесь уже иными средствами: помимо импрессионистических приемов письма, Левитан использует тушь и перо, буквально прочерчивая поверх живописи тонкие изогнутые веточки цветущих деревьев.
Зритель ощущает свою причастность ко всему изображаемом, древние мотивы служения земле, преклонения перед природой, уважения ее и бережного хранения всех ее богатство – вот, что мы видим на полотне Алексея Кондратьевича Саврасова во всех красках.