Алексей Боголюбов родился в Новгородской губернии в 1824 году. В 1841 году окончил Морской кадетский корпус со званием мичмана и начал службу на флоте. Когда молодому офицеру было 23 года, его рисунками заинтересовался президент Академии художеств, герцог Лейхтенбергский — он в то время путешествовал на пароходе «Камчатка». По его ходатайству император Николай I разрешил Боголюбову поступать в Академию художеств и оставаться на флоте. После обучения художник стал живописцем Главного морского штаба.
Позже Боголюбов оставил морскую службу, семь лет путешествовал по Европе, долго жил в Париже, где сблизился с мастерами барбизонской школы. Так называли французских художников, которые выделяли пейзаж в отдельный жанр живописи — ещё в начале XIX века он зачастую служил лишь фоном.
Мастера барбизонской школы много работали на натуре и создавали реалистические виды, писали людей, занятых обыденным трудом. Это можно проследить и в этюде Боголюбова: на переднем плане художник изобразил лодки и двух персонажей, — скорее всего, рыбака и его сына. Практически чистое небо, спокойная водная гладь, чуть тронутая солнцем, делают работу легкой и воздушной.
Монументальности пейзажу добавляет итальянская архитектура: живописец написал венецианский Дворец Дожей, Собор Святого Марка, Колонны Святого Марка и Святого Теодора.
Алексей Боголюбов был внуком писателя Александра Радищева. На основе своей коллекции он создал в Саратове первый общедоступный музей имени своего деда, а позже основал в этом же городе рисовальное училище. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева существует до сих пор и остается одним из крупнейших в России.
Марина, в переводе с итальянского языка – это картина, которая изображает море. Во Франции даже создали официальное звание живописца Морского флота. Данное звание присваивают выдающимся живописцам, которые любят изображать море на своих полотнах. А. П. Боголюбов принадлежит к числу выдающихся художников, которые гордо могут носить это звание.
Боголюбов стал увлекаться живописью во время обучения в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Огромное влияние на будущие картины Боголюбова, оказал великий художник – И. Айвазовский. Именно под влиянием его картин Алексей начинает писать марины в духе романтизма. Начиная с 1853 года написал большое количество полотен, которые посвящены истории военного флота России. Благодаря этой серии, он стал выдающимся историографом, маринистом.
А. Боголюбов попав под влияние барбизонской школы, стал использовать их традиции –настроение его картин все дальше и дальше были более простыми, цвета (которые объединял общий тон) – более изысканными. При этом он не терял свою манеру передавать в картине пейзаж таким, какой он есть. Последние его произведения стали больше выполняться в манере импрессионизма.
Творчество живописца тесно связано с идейным и реалистическим искусством русских художников-передвижников.
В 1885 году в Саратове при содействии Боголюбова создается художественный музей имени А. Н. Радищева (дед Боголюбова). Немного времени спустя при музее была открыта школа рисования.