Анализ картины Жана-Батиста Греза Паралитик - Мировые шедевры
Анализ картины Жана-Батиста Греза Паралитик

Анализ картины Жана-Батиста Греза Паралитик

Французский живописец Жан-Батист Грёз (1725-1805)прославился как портретист и художник, писавший произведения на тему родственных отношений. В жанре семейного быта у него почти не было соперников во французской живописи.

Картина «Паралитик», характерный пример художественного искусства эпохи Просвещения, была главным событием парижской выставки 1763. Мастер представил многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика. Скромный тяжелобольной труженик окружен нежной заботой и всеобщей любовью. Недаром полотно имеет второе название — «Плоды хорошего воспитания». Грез стремился создавать произведения, побуждающие к добродетели. Основная мораль работы — превосходство простого человека над развращенностью французского дворянина. Живописец прекрасно группирует фигуры, однако сцена выглядит несколько сентиментально и театрально. Успех картины у зрителей был огромен. Благосклонность критики Денни Дидро, советника русской императрицы, способствовала приобретению в 1766 полотна Екатериной II у самого автора. В фондах Эрмитажа хранится множество подготовительных рисунков к этому произведению.

Картина «Паралитик» написана в лучших традициях эпохи Просвещения. В ней прекрасно сочетаются талант художника, динамичность изображения и дидактичность сюжета. Картина Жана-Батиста Греза трогательна и красноречива одновременно. На ней он запечатлел дружное семейство, заботящееся о пораженном параличом старшем родственнике. Выражения лиц присутствующих направлены к болеющему старцу. Их позам присуща некоторая театральность. Но именно этот прием позволяет передать светлые чувства по отношению к старшему члену семьи.

В глазах присутствующих читается сочувствие и нежность. Каждый из изображенных на картине персонажей старается быть полезным паралитику. Женщины читают ему и со вниманием слушают, что тот им говорит. Один мальчик поправляет подушку под спиной старика. Второй подносит ему чашку. Еще один укрывает ноги пледом. А совсем крохотный малыш хочет показать старику свою игрушку. Мужчина кормит больного с ложечки. Характерно, что тарелку с едой подносит старику не женщина. Этот несвойственный мужчине жест говорит о том, насколько герой любит родственника.

В правом углу картины можно заметить кормящую собаку, за которую цепляются ее щенки. Даже она проявляет интерес к страждущему и становится символом доброты и верности.

Убранство помещения и облачения героев картины подсказывают, что они живут скромно. Но нищета материальная с лихвой компенсируется богатством духовным. Эта семья – единое целое, и все ее члены как один почитают старшего и не оставляют его даже при неизлечимом недуге. В этом и заключается дидактический смысл произведения. Жан-Батист Грез придавал большое значение нравственности. Уважительное отношение к старшим стало тем посылом, который художник стремился передать своим современникам и будущим поколениям.