Анализ картины Жана Антуана Ватто Вывеска лавки Жерсена - Анализ картин
Анализ картины Жана Антуана Ватто Вывеска лавки Жерсена

Анализ картины Жана Антуана Ватто Вывеска лавки Жерсена

Символу французского рококо, мастеру идеализированных сюжетов со свойственным им изяществом, галантностью, театральностью и светскостью, человеку, так честно воспевающему радость бытия, Антуану Ватто была отведена недолгая жизнь – всего 36 лет. Прощальной его работой стала «Вывеска лавки Жерсена».

За год до создания последней работы Ватто жил и работал в Лондоне, где он пользовался большим признанием и популярностью. Однако ласковая публика не сумела сберечь хрупкий организм живописца от коварного сурового климата Туманного Альбиона, и совсем скоро его не станет. А пока Ватто возвращается в Париж, где останавливается у Жерсена, приятеля, торговавшего произведениями искусства.

Лавка Жерсена называлась громко и помпезно – «Великий монарх». Ватто предложил другу создать вывеску к его замечательной лавке. В результате получилась вывеска-картина, которой суждено было пережить и саму лавку, и Жерсена, и Ватто, навсегда войдя в мировой фонд изобразительного искусства.

Полотно изображает просторную лавку, увешенную с потолка картинами в тяжёлых рамах. При этом Ватто не преминул перекинуть смысловой мостик от названия лавки – «Великий монарх» к самому изображению. Внимательный зритель может заметить, что в левой части картины рабочие укладывают в большой ящик портрет Людовика XIV. Также этим элементом Антуан Ватто отдавал должное Великому Королю-Солнце, во времена правления которого Франция пережила величайший расцвет искусства. Ко времени написания «Лавки» правление Людовика XIV уже закончилось, и на престол взошёл его сын.

Удивительная картина как будто даёт возможность «приподнять» стену и заглянуть в «святая святых» магазина, где кипит жизнь и все занимаются своими повседневными делами, не обращая внимания на любопытных зрителей или случайных прохожих.

Жан Антуан Ватто – сын кровельщика, с детства пристрастившийся к рисованию. В юности, не имея средств к существованию, серийно копировал картины мастеров живописи. Репродукции, которые в наши дни создаются при помощи цифровой печати, молодой Ватто перерисовывал – каждую в отдельности. Однако, несмотря на нескончаемое трудолюбие, будущий художник обладал крайне несговорчивым характером, и поэтому часто менял учителей и работодателей. Дольше всех он продержался учеником у Клода Жилло, переняв от наставника страсть к изображению театральных сцен и жизни актеров. Жанр его работ позднее получил название «Галантное празднество» – по названию одной из картин. Произведения Ватто были чрезвычайно популярны у современников.

Полотно «Вывеска лавки Жерсена» – последнее, что успел нарисовать художник перед смертью. Жерсен был приятелем Жана Антуана, и тяжело больной художник поселился у него в последний год своей жизни. Жерсен недавно купил антикварный магазин и предложил написать вывеску для своего приобретения. Как таковая, вывеска не особо и была нужна; Жерсен всего лишь пытался занять своего умирающего друга какой-нибудь работой. Но картина удалась; сегодня она считается лучшей работой художника, его «лебединой песней». Несмотря на большой размер, непривычный для творца, она была написана всего за неделю, причем работал Ватто только по утрам. Это единственная работа автора, где действие происходит в интерьере, а не на фоне пейзажа.

Картина-вывеска написана на двух отдельных холстах, вставленных в единую раму – вероятно, просто не нашлось полотна нужного размера. Антикварный магазин, изображенный художником, с пола до потолка завешан картинами. В левом углу слуги упаковывают в ящик старинный портрет. Справа потенциальные покупатели изучают товар. Считается, что под видом простой вывески Ватто представил историю живописи в том виде, в каком он ее представлял.