«Наказанный сын», Жан-Батист Грёз 1778г. Холст, масло. Лувр, Париж, Франция. На картине изображена развязка событий семейной драмы, начало которой Жан-Батист Грёз изобразил на другой своей картине «Отцовское проклятие, или Неблагодарный сын» В первой части «диптиха», посвященного теме сыновей неблагодарности, молодой человек бросает семью и уходит служить в армию. На него не действуют мольбы матери и угрозы отца, который произносит страшные слова проклятия. На картине «Наказанный сын» изображена трагическая сцена. На кровати лежит умерший отец. Возле этого скорбного ложа собралась вся семья, в том числе и молодой человек, ставший причиной его смерти. Вероятно, он только вернулся домой (в руке его — дорожная палка, а одежда изорвана и забрызгана грязью). Мать укоряющим жестом указывает ему на отца, словно говоря: «Вот, смотри, это дело твоих рук!». Картины были тепло встречены критиками и понравились публике. В наши дни они также привлекают внимание и пользуются большим успехом у посетителей Лувра.
Картина «Наказанный сын» – воплощение художественного мастерства ее автора, но и ее назидательности. Жан-Батист Грез изобразил сложную семейную коллизию. Мы становимся свидетелями горестных переживаний семейства, только что утратившего своего главу. Зритель вовлечен в тот ворох эмоций, которые испытывают родные усопшего. Невыносимая печаль и смятение взрослых сочетается с любопытством и страхом детей. Портрет каждого персонажа прорисован до мельчайших подробностей, обнажая всю палитру чувств. Позам
участников картины присуща некоторая театральность. Но эта гиперболизация необходимо для усиления драматизма и выражения поучительного смысла картины.
Переживания женщин и младших членов семьи глубоки и невыносимы. Но они не сравнятся с горем, обрушивающимся на плечи безутешного молодого мужчины. Он только что вошел в комнату. По рюкзаку за спиной можно узнать в этом человеке блудного сына, оставившего когда-то отчий дом и вернувшегося для получения родительского прощения.
Картина делает отсылку к известному библейскому сюжету, но предлагает другой финал. Отец так и не дождался повиновения сына, тот вернулся слишком поздно. Молодой мужчина теперь не в силах вынести свалившееся на него горе, перемешанное с чувством вины. На это указывает сгорбленная поза и жесты героя.
Мораль картины выражается через образ матери. Она смотрит на сына с упреком и жалостью и указывает на постель отца. Нужно ценить и беречь своих родных и близких, ведь любой день может стать последним. Необходимо уважать родителей и вовремя попросить прощения, если виноват. Блудный сын понял это слишком поздно. Жизнь преподала ему жестокий, но справедливый урок. Своим непослушанием юноша сам себя наказал муками совести. Но исправить что-то уже не в его силах.