Анализ картины Жана Антуана Ватто Савояр с сурком - Анализ картин
Анализ картины Жана Антуана Ватто Савояр с сурком

Анализ картины Жана Антуана Ватто Савояр с сурком

Французское искусство XVIII века начинается с произведений Антуана Ватто (1684-1721). Он первый выразил новое представление о красоте и естественности человеческих чувств и эмоций, ввел свежие темы и образы.

В основе картины «Савояр с сурком» лежит рисунок, сделанный с натуры. Маленький музыкант с открытым улыбчивым лицом одет в скромную, удобную в многочисленных путешествиях одежду. Уроженец горной Савойи, он отправился на заработки, взяв с собой флейту и ящик, из которого ученый сурок вытаскивает маленькие записочки «со счастьем». Лирический подход к сюжету, внутренняя теплота, с которой трактуется образ, очень характерны для картин Ватто. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, стоящего на фоне холодного утреннего неба. Подобные зарисовки из жизни обычных людей в творчестве Ватто шли параллельно со знаменитыми галантными празднествами и театральными сценами.

Картина была написана с натуры, именно в том месте, которое на ней изображено. Умелый художник изобразил на нем маленького музыканта, который прогуливался и одновременно работал в светлый день. Лицо юноши открытое и улыбчивое, он не стесняется смотреть прямо на рисующего его художника, а блуждающая улыбка просто не сходит с его лица. Он одет в достаточно скромную, но удобную для него одежду, ведь вся его работа в движении. Его наряд теплого коричневого цвета, почти такого же, как и трава под его ногами. Поэтому его костюм говорит о многодневных путешествиях и отсутствии у него дома.

Юноша отправился в путь, захватив с собой флейту и коробку с другом. В коробке живет дрессированный сурок, который по команде достает из коробки записки «на счастье» для публики. Художник изобразил артиста и его маленькое подмастерье с внутренней теплотой и лирикой, характерной для его работ. Аккуратно и незаметно подчеркивается одиночество юноши на фоне осеннего холодного уже неба и отсутствие многочисленных поклонников его ремесла.

Деревья уже облетели и стоят поодаль от артиста совершенно нагие. Вдалеке виднеется здание, похожее на церковь, и множество небольших домиков местных жителей. По картине сложно понять, парень только пришел в деревню или уже ее покидает, но у него пока нет зрителей. И хочется верить, что они сейчас соберутся вокруг него, чтобы посмотреть, как он играет на своей флейте волшебные мелодии, и как его ручной обученный зверек будет доставать пожелания каждому, кто кинет ему монетку.