Анализ картины Жана-Батиста Греза Балованное дитя - Мировые шедевры
Анализ картины Жана-Батиста Греза Балованное дитя

Анализ картины Жана-Батиста Греза Балованное дитя

Легендарная картина Ж.Б. Греза «Балованное дитя» является ценнейшим экспонатом Государственного Эрмитажа, расположенного в городе Санкт-Петербурге. Всего в музее хранится 11 произведений художника. Картина выполнена в популярном некогда стиле рококо, маслом на холсте.

Шедевр появился на свет в 1765 году. Художник любил дополнять свои работы соответствующим литературным пояснением, поэтому, отчасти, картина является еще и иллюстрацией его мыслей. Как и все произведения Жана-Батиста Греза, «Балованное дитя» призвано просветить зрителя. Полотно содержит глубокий нравственный подтекст, который способен стать уроком для каждого.

Сюжет на картине прост и ясен. Герои картины крайне типичны, их позы нарочито неестественны и наиграны. Центральной фигурой является мальчик, явно нежелающий приниматься за предложенную еду. Для того, чтобы быстрее разделаться с ненавистной пищей, он втихаря кормит ей собаку, используя столовые приборы. При этом еда с ложки падает на пол. Рядом расположилась юная прелестница. Ее лицо смиренно и спокойно. Сложившаяся ситуация не нова для нее. Девушка измучена поведением ребенка, и не в силах даже его отругать. Другое название работы – «Плоды дурного воспитания»

Следует отметить, что картина пропитана обычными для Греза нотками эротики и театрального поведения. Платье девушки имеет весьма глубокое декольте, глаза тронула печаль. Зачастую художник привносил аллегорические образы утраченной невинности, сожаления по этому поводу. Подобные сюжеты были весьма популярны в 18 веке.

Рисуя свои полотна, художник всегда оставлял к каждому из них небольшие аннотации, объясняющие смысл и сюжетную линию. На картинах мастер изображал свои мысли, вкладывая в них глубокий смысл. На этой картине художник изобразил простой и понятный сюжет — действие происходит вероятно во время обеда.

Мальчик на картине капризничает, не хочет есть и потихоньку от мамы или своей кормилицы кормит пса из своей тарелки. Он в тайне от мамы опускает свою фарфоровую ложку в кашу, и опускает ее под стол. Пища, не попадая в пасть к собаке, большей частью валится на пол возле его ног.

Это вероятнее всего дворовый пес, который прибежал с улицы, учуяв запах вкусной еды. Лицо молодой мамочки выражает спокойствие и умиротворение. Она хотела бы его пожурить, но настолько измучена его хулиганством, что не в силах сделать даже это.

Малыш понимает, что мать видит его шалости, но пользуясь ее усталостью, продолжает кормить собаку, внимательно наблюдая за реакцией. У картины ранее имелось еще одно название — «Плоды дурного воспитания», которое возможно лучше отражает суть идеи художника.

Картина написана в типичном стиле художника, с нотками эротики и театральности. Молодая девушка выглядит немного печальной, она одета в весьма открытое в районе декольте платье. Этим художник аллегорически показывает сожаления девушки по поводу утерянной невинности.

В ее глазах зритель видит большую любовь к своему непослушному малышу и чувство усталости и покорности судьбе. А малыш, не понимая ее взгляда, видит только большую любовь. Он понимает, что за его проступок наказывать его не будут и поэтому, внимательно исподтишка наблюдая за мамой, продолжает шкодить. Картина написана неяркими, но светлыми мазками, предающими сюжету умиротворенность и уют.