Анализ картины Жака Луи Давида Коронация Наполеона и императрицы Жозефины - Жак Луи Давид
Анализ картины Жака Луи Давида Коронация Наполеона и императрицы Жозефины

Анализ картины Жака Луи Давида Коронация Наполеона и императрицы Жозефины

В 1804 году в знаменитом Нотр-Даме состоялась пышная церемония коронации Наполеона и его супруги Жозефины. Золотые кареты, роскошное убранство, многочисленная толпа – Давид просто не мог пройти мимо такого эпохального события. Примечательно, что для воплощения он выбрал момент, когда новоиспечённый император коронует свою супругу. Причём до этого он взял из рук Папы Пия VII лавровый венец и сам, вопреки обычаю, водрузил его себе на голову.

Некоторые искусствоведы утверждают, что именно этот момент во всём богатом пышном действе отметил для себя Давид, так как находился под впечатлением картины Рубенса «Коронация Марии Медичи».

Картина является образчиком того, как может угождать живописец властному заказчику – работа над полотном длилась около трёх лет, так как художник постоянно вносил изменения по просьбе Наполеона. Самое известное из таких «дописок» — присутствие на полотне матери Наполеона, хотя её самой на коронации не было. Также некоторые вельможи просили переписать их фигуры, разместив их как можно ближе к императору.

По просьбе некого американского предпринимателя Давид создал копию своей картины, которой было суждено занять место оригинала в Версале, после «отъезда» оного в Лувр.

Это огромное полотно — самая монументальная картина из тех, что были заказаны Давиду новым императором Франции. На ней запечатлена коронация Наполеона и Жозефины, состоявшаяся 2 декабря 1804 года. Поначалу Давид собирался изобразить Наполеона венчающим короной самого себя, однако, не желая принизить тем самым авторитет папы римского, выбрал момент коронации Жозефины.

Многие фигуры на полотне легко узнаваемы. Перед тем, как приступить к созданию картины, Давид сделал множество предварительных набросков и даже соорудил макет церкви, заполнив его фигурками людей. Во время работы ему помогали художник-декоратор из оперного театра, размечавший перспективу, и ученик Давида — Руже, делавший наброски композиции.

Полотно было закончено в ноябре 1807 года. Увидевший его Наполеон пришел в восторг. «Хорошо, очень хорошо! — воскликнул император. — Давид, вам удалось угадать мои мысли и представить меня французским рыцарем…» После незначительных поправок картина была выставлена в Лувре в феврале 1808 года, а позже, в том же году, с триумфом принята в Салоне.

Живописец изобразил около 150 персонажей. Каждый образ реалистичен и выполнен с точностью, мастер писал все персонажи с реальных людей.

Художник давно хотел создать полотно, используя тематику коронации и, после осуществления этого процесса, приступил к работе. Заказчиком работы был сам Наполеон.

Художник изобразил Жозефину и Наполеона. На коронацию благословил Папа, который также присутствует на картине. Жезл держит казначей, это символ управления государством. Около Папы присутствует кардинал, который во время события вообще не присутствовал, по причине болезни.

Художник отобразил весь обряд в полной мере, дорисовав недостающие персонажи самостоятельно. В левом углу полотна присутствуют все близкие родственники императора. Здесь его братья и сестры, а так же падчерица, которая держит руку сына, названного в честь императора.

Придерживают мантию придворные дамы. Мать Наполеона восседает на троне, на заднем плане. Она окружена придворными, но на коронации она не присутствовала вовсе. Возможно, это было пожелание самого императора отобразить присутствие матери, ведь он к ней относился очень трепетно. На картине изображен и сам живописец со своим учеником.

Несмотря на реалистичность данного сюжета, художник все же дорисовал несколько персонажей. Возможно, эта работа и есть воплощением пожеланий самого Наполеона. Ведь длительное время против коронации Жозефины выступало множество значительных особ в государстве, да и как императрицу ее так и не воспринимали даже после коронации.

Полотно имело фантастический успех. После свержения Наполеона, картина долго хранилась в резервах и не выставлялась. Сегодня полотно продолжает вызывать восторг, а точность живописца поражает историков. Эта картина своеобразная историческая хроника.