Анализ картины Жака-Луи Давида Наполеон на перевале Сен-Бернард - Жак Луи Давид
Анализ картины Жака-Луи Давида Наполеон на перевале Сен-Бернард

Анализ картины Жака-Луи Давида Наполеон на перевале Сен-Бернард

Давид – основоположник французского неоклассицизма, художественно переосмысливший стандарты классицизма и обновивший их в соответствии с эпохой. Пламенный революционер, сторонник французской революции, преданный Наполеону и считавший, что тот способен дать миру то, что ему так необходимо.

«Наполеон на перевале Сен-Бернард» – картина постановочная полностью. Она написана не для того, чтобы передать историческую данность и напомнить, как всё было – она создана, чтобы ещё больше возвеличить Наполеона, придать его образу блеска. Конь взвился на дыбы. Реет плащ на ветру.

Царственным жестом Наполеон указывает вперед, туда, куда должна прийти его армия. Под копытами коня, на камнях, которые походи больше не пьедестал, выбиты имена – «Ганнибал», «»Карл Великий» и «Наполеон» – великие полководцы, которые шли этим путем.

Торжественность и пафос картины обусловлены её целью. Она должна быть такой, потому что на ней Наполеон должен быть грозным исполином, завоевателем, перед которым склонились короли и страны.

На самом же деле все было немного не так. Наполеон захватывал Италию, это верно. Он добирался до неё именно через перевал Сен-Бернард, потому что оттуда его ждали меньше всего. Никому не приходило в голову, что он поведет свои войска через перевалы. Но никакой торжественности в этом не было – напротив. Войско тонуло в снегах. Пушки, снятые с колес, тянули на санях люди – никакой скот не выдержал бы подобной погоды. Многие солдаты погибли от холода.

Сам Наполеон однажды чуть не умер – мул оступился на крутом склоне и полководец едва не полетел в пропасть. Это был великий поход, и картина Давида показывает его внутреннюю суть, пряча за театральностью задников, за яростностью облаков, то, как много крови и обмороженных людей оставил Наполеон на том перевале.

При первом же взгляде на картины Жака Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернард» нам становится ясно, что это произведение полностью постановочное, пафосное и театральное. Оно было создано не для того, чтобы показать какие-либо исторические события, или географическое место. Нет, картина явно была написана для того, чтобы ещё больше возвеличить Наполеона Бонапарта, добавить его образу славы и блеска.

Мощный белый конь взвился на дыбы. Реют на сильном горном ветру длинная грива коня и большой красный плащ Наполеона. Царственным жестом полководец указывает вперёд, туда, куда должна пойти его непобедимая армия.

Под копытами коня, на камнях, которые больше походят не пьедестал, выбиты имена: «Ганнибал», «Карл Великий» и «Наполеон Бонапарт» – великие полководцы разных эпох, которые шли этим путём. Как можно убедиться, Давид уверенно ставит своего знаменитого современника в один ряд с великими полководцами далёкого прошлого.

Бонапарт правит конём твёрдой и уверенной рукою. Его лицо выражает бесстрашие и хладнокровие. Он смотрит своим уверенным взглядом прямо в глаза зрителя.

Торжественность и пафос картины обусловлены её целью. Она была задумана именно такой, потому что художник хотел изобразить Наполеона грозным исполином, неустрашимым полководцем и непобедимым завоевателем, перед которым склоняются другие монархи и их страны. Жак-Луи Давид был современником Наполеона, был знаком в ним лично и, как многие французы в период триумфальных побед Бонапарта, просто обожал своего императора.

На самом же деле на перевале Сен-Бернард всё было совсем не так. Всё было буднично, никакого пафоса и торжественности. Наполеон шёл захватывать Италию через перевал Сен-Бернард, потому что оттуда его ждали меньше всего. Никому не приходило в голову, что он поведет свои войска через опасные перевалы.

Войска Наполеона тонули в снегах, несли потери от обморожений и падения в пропасти. Люди буквально ползли и тянули за собой разобранные на части пушки. Сам Наполеон едва не погиб в этом смертельном походе, оступившись на крутом склоне и чуть не сорвавшись в пропасть.

Это был великий поход, но картина Жак-Луи Давида прячет за театральностью и торжественностью его кровавую сущность. В этой картине немало блестящих элементов – эфес сабли, сбруя, грива, позумент, знаменитая наполеоновская треуголка с золочёной окантовкой. Все они создают своеобразную мозаику, с одной стороны, абсолютно хаотичную, с другой же, точно продуманную, которая заставляет зрителя остановить свой взгляд на отдельных элементах, не потеряв главной сути.

На картине генерал Наполеон возвращается из очередного похода домой, разумеется, военная компания стала победоносной. Вздыбленный конь как будто замер вместе со своим героическим всадником, который поднял руку в победоносном жесте. Это движение руки победителя будто заставило застыть и весь окружающий фон – горные выступы неподвижны и сливаются с неспокойным рельефным небом.

У ног генерала три скальных выступа, визуально образующие своеобразный пьедестал. Присмотревшись к ним, можно разглядеть три выбитых имени героев, которые покорили этот перевал: Ганнибал, Карл Великий, и, конечно, сам Наполеон. Как можно убедиться, Давид смело ставит своего знаменитого современника с великими именами прошлого.

Если охарактеризовать картину одним словом, то на ум приходит – пафос. Вся картина буквально дышит торжественностью и пафосом: вздыбленный конь, задние копыта которого находятся в сантиметре от пропасти, широкий, яркий красный плащ Наполеона, развеваемый ветром, бесстрастное лицо и победно-указующий жест.

В картине много блестящих элементов – эфес сабли, сбруя, грива, позумент, знаменитая треуголка с золочёной окантовкой. Все они создают своеобразную мозаику, с одной стороны, абсолютно хаотичную, с другой же, точно продуманную, которая заставляет зрителя остановить свой взгляд на отдельных элементах, не потеряв главной сути.

Сегодня эта картина находится в поместье Мальмезон, недалеко от Парижа. Это самая известная резиденция Наполеона и Жозефины.