Анализ картины Жака Луи Давида Смерть Марата - Жак Луи Давид
Анализ картины Жака Луи Давида Смерть Марата

Анализ картины Жака Луи Давида Смерть Марата

«Смерть Марата», безо всяких сомнений, самая известная картина Жака Луи Давида. Это не только дань памяти ярому якобинцу Жану-Полю Марату, которого живописец очень высоко ценил, но и восхищение самой идеей революции, ради которой многие пожертвовали жизнями.

Давид стремился сохранить достоверность происходящего. Марат был убит прямо в ванной, из которой он фактически не вылезал ввиду тяжёлой формы кожной болезни. Деревянный ящик заменял революционеру стол, а простыни, которые укутывают якобинца, действительно были в заплатках. Однако сам герой изображён с меньшей долей достоверности – Давид превратил его в некого атлета, героя Античности, а этот аскетизм в обстановке придаёт всему сюжету особенную мрачную торжественность.

В руках убитого Марата записка, которая никак не могла быть прочитана героем. Она принадлежит Шарлотте Корде и имеет вид некого заявления, где сказано, что она (Корде) глубоко несчастна и имеет право на защиту Марата. Жан-Поль Марат не мог прочитать это послание – Шарлотта Корде заколола его ножом раньше. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму.

Давид очень скорбел по поводу смерти «Друга народа», и к этому событию он возвращался не раз. Ему принадлежит портрет Марата, срисованный с посмертной маски, да и сама картина «Смерть Марата» имеет несколько авторских повторений.

Великая Французская Революция оставила след не только в виде страшных кровопролитий, но и также завораживающего холста, который спустя много лет стал одним из объектов пародийного жанра и подражания. Такие живописцы как Мунк и Бодри создали свои произведения на ту же историческую сцену, только со своими нововведениями: у первого на центральном месте обнаженная Шарлотта Корде, а у второго Марат и убийца показаны с другого вида. Мучительный шедевр представляется еще красочнее, чем его цветовые характеристики. Изображение ужасного политического убийства вызывает невыносимую боль и ужас случившегося.

Жан-Поль Марат (герой полотна) был радикальным журналистом и ярым лидером якобинского движения. Кожная болезнь, которая поразила Марата, не давала ему спокойно ходить по улице, и по этой причине он не покидал своего жилища. С целью облегчения страданий от недуга, он все чаще лежал в ванне с овсяным отваром. Там же несчастного убила сторонница жирондистской партии Шарлотта Корде, которую гильотинировали спустя несколько дней якобинцы.

Холодная рука зарезанного мужчины зажимает записку, которой, как задумал живописец, не преминула воспользоваться Шарлотта для проникновения в жилище, но на самом деле она попала в дом, придумав сообщение о коварных умыслах жирондистов. Некоторые специалисты считают, что письмо не было получено Маратом, так как он был уже мертв, а этот момент был целиком придуман живописцем с целью усиления драматического инцидента.

Наверху деревянной тумбы находится еще записка, которая обеляет Марата, проявившего сострадание и внявшего требованию своего палача. Символом надгробного памятника можно считать тумбу и авторскую надпись-посвящение. Сам живописец и журналист принадлежали к одному якобинскому клубу, поэтому жестокая смерть единомышленника стала настоящим потрясением для Давида, и после вести об убийстве, он был уже на месте, где случилась трагедия с целью изобразить лик мученика.

Марат был очень хорошим другом художника и одним из самых жестких и фанатичных главарей кровавых революционных событий во Франции. Он был убит решающим ударом ножа у себя в ванной. Поэтому данный «портрет» Марата, гениально выписанный автором, является своего рода напоминающим о трагических событиях тех времен.

Именно на данном полотне героический реализм художник достигает наилучшего художественного воплощения. Ведь писалась работа под непосредственным впечатлением от реальных событий (Давид в таком виде видел друга в последний раз).

Шедевр отличается сочетанием исторической правды с эмоциональной силой восприятия художественного образа. При этом Давид на картине ограничивается только самыми важными деталями для раскрытия трагичности образа: поникшее безжизненное тело, кровавая рана, нож и письмо (им убийца воспользовался с целью проникнуть в помещение). По историческим сведениям, больного Марата убили в ванной. А принимал он ее в то же самое время, когда читал коварное письмо Шарлотты Корде (убийцы).

Искаженные страданиями и скорбью, черты героя имеют ярко выраженный характер портрета. Яркий свет и четкая светотеневая расстановка на темном фоне подчеркивают состояние отрешенности. В роли античного саркофага зрителем воспринимаются ванна с драпировкой из ткани. А чурбан, где поставлена чернильница, выступает символической надгробной плитой с эпитафией: «Давид – Марату ».

Автором монументализирован этот образ, через лаконизм и героизм подчеркнута его драматическая выразительность. Художник создал шедевр, схожий с величественно строгим монументом. Таким образом, он хотел увековечить память своего друга как героя Франции, а увековечил себя как гениального французского живописца.