Анализ картины Жака-Луи Давида Автопортрет (1794) - Жак Луи Давид
Анализ картины Жака-Луи Давида Автопортрет (1794)

Анализ картины Жака-Луи Давида Автопортрет (1794)

Автопортрет французского живописца Жака Луи Давида. Размер портрета 64 x 53 см, холст, масло. Громадное воздействие на развитие французского искусства оказал Жак Луи Давид — основоположник революционного классицизма.

Это был художник больших идейных устремлений, ярких творческих завоеваний, блестящий организатор художественной жизни страны того времени.

Выходец из буржуазной среды, Давид принадлежал к числу активных участников революции. Он был членом Конвента, другом Робеспьера, голосовал за казнь короля. Его деятельность началась до революции.

Целеустремленный, энергичный, волевой, Давид трижды выставлял на конкурс свои работы и все же добился академической премии для поездки в Италию.

Ранние произведения Давида исполнены в традициях академической школы. Под воздействием классических образцов искусства античности и Возрождения, под руководством Вьена, одного из ярых приверженцев античности и «строгого стиля», творческое лицо Давида резко меняется. Жак Луи Давид отказывается от мифологических тем и обращается к древнеримской истории.

С другой стороны, большое место в его творчестве занимает портрет. В своих исторических картинах, созданных до революции, Давид прославлял героев, жертвующих личным благом во имя общественного долга. Таким образом, Жак Луи Давид призывал к подвигу, к самоотречению во имя отечества, к мужеству и доблести, идеал которых видел в античности.

Герои Давида — бесстрашные стоики. Они не дрогнут перед лицом смерти. Выразительны и два автопортрета художника, созданные в период взлета его политической карьеры.

Оба автопортрета стали образцами классицистического портрета второй половины 18 столетия, в котором раскрываются не только человеческие качества, но и гражданская деятельность.

Данная картина демонстрирует нам характер и облик Жака-Луи Давида, каким художник сам себя ощущал. Он хотел, чтобы зрители узнали в нем человека волевого, сдержанного, страстного и склонного к душевному порыву. Достаточно только посмотреть на автопортрет художника, чтобы понять причины, почему он примкнул к революционерам и яростно поддерживал их убеждения.

Данная работа дает нам возможность оценить и прочувствовать, каким потрясающим портретистом и историческим художником был Жак-Луи Давид. Его пристальный взгляд выражает одновременно проницательность и взволнованность.

У Давида был удивительный дар, отличавший его от других людей. Это его любознательность. Художник старался придать «Автопортрету» данное качество и в то же время наделить свой образ большим могуществом. Об этом можно судить по пальцам, крепко и уверенно держащим кисть и палитру. Художнику была присуща почти животная страсть, с которой он постигал значение и предназначение действительности. И это явно читается в автопортрете, взирающем на нас сосредоточенно и дерзко. Портретист хотел разгадать человеческую природу, а исторический художник – придать этому знанию идеальную форму.

Рассматриваемая нами картина была написана в лучших традициях создания портретов. Художник концентрируется в большей степени на выражении лица и положении рук, добавляя лишь несколько незначительных деталей в экспозицию. Это позволяет не отвлекаться на второстепенное, а сконцентрироваться на самом главном. Он переосмысливает манеру письма Рембрандта и Тициана и добавляет к своей технике современный стиль и особую душевность. Не случайно благодаря картине «Автопортрет» Жак-Луи Давид был признан одним из выдающихся художников в таком серьезном и трудоемком жанре изобразительного искусства, требующем глубочайшего самоанализа.