Анализ картины Жака-Луи Давида Мадам Рекамье - Жак Луи Давид
Анализ картины Жака-Луи Давида Мадам Рекамье

Анализ картины Жака-Луи Давида Мадам Рекамье

Картина французского живописца Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье». Размер портрета 173 x 243 см, холст, масло. В своих картинах конца 18 столетия Давид не только выразил духовный императив своего времени, но и утвердил новый стиль.

Один из его современников писал: «Скульпторы, граверы, архитекторы только и думали, как перенять его манеру.

Мебель, одежда, декорации, ткани — все подлежало изменению согласно новым вкусам и новому стилю». Новый стиль, то есть ранний стиль Империи во всей его изначальной простоте, представляет портрет обольстительной и беспокойной жены и дочери банкира мадам Рекамье, заказ на портретирование которой Давид получил в 1800 году. Декор в этой картине воссоздан с неспешной и взвешенной продуманностью всех элементов нового стиля.

Канапе, скамеечка, светильник были специально изготовлены и уже потом перенесены в картину. В работе со своими моделями Давид больше всего времени тратил на написание головы и прически.

Аксессуары, возможно, исполнены Энгром, который в то время был учеником в мастерской Давида. Одежда мадам Рекамье, с минимумом простых текучих складок, кажется намеренно незаконченной. Весь фон выполнен очень бегло, широкой кистью, сквозь мазки которой кое-где просвечивает белый грунт.

Это впечатление крайней обобщенности, ставшей типичной чертой в исполненных Давидом портретах, на самом деле заключает в себе много смысла и особую красоту. Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам ток жизни, будто пронизывающий все полотно.

Естественность сочетания босых ног мадам Рекамье и небрежно струящейся туники создает впечатление вечной красоты изображенной двадцатитрехлетней женщины. Исполнилось желание мадам Рекамье — стать неувядающей нимфой, и она действительно ею была, когда спустя годы очаровала и увлекла великого французского писателя виконта де Шатобриана.

Портрет мадам Рекамье провозглашён исключительным случаем, почти единственным примером стиля ампир в станковой живописи.

Мадам Жюли Рекамье была хозяйкой одного из самых блистательных парижских салонов. Она пожелала заказать портрет у Давида. Живописец с воодушевлением принялся за работу, однако, условия, в которых приходилось писать с натуры, постоянно не устраивали мастера – то свет падал не так, то комната сама по себе слишком тёмная. Ввиду этих недовольств работа продвигалась настолько медленно, что энергичная Жюли попросила закончить её портрет другого художника, чем сильно оскорбила Давида.

Живописец не дал другому художнику вторгнуться в его творческое пространство, но в отместку, оставил портрет незаконченным. Впрочем, это не сильно сказалось на качестве этого изумительного произведения, а сам Давид очень об этом сожалел.

Героиня изображена на канапе, больше похожей на некое греческое ложе. В целом этот портрет можно назвать ярким образчиком подражание античности – поза героини, босые ноги, просторное платье с высокой талией, всё это напоминает греческих героинь.

По замыслу художника, фон портрета должен был быть украшен различными модными элементами интерьера, но успел найти своё воплощение лишь канделябр.

Мадам Жюли даже хотела, чтобы ее портрет окончил другой известный художник Франсуа Жерар. Однако, Давид попросил, чтобы мадам Рекамье оставила портрет незаконченным, о чем потом долго сожалел. А зря, так как благодаря минимализму деталей, портрет получился уникальным в своем роде.

Полотно с изображением женщины привлекает своей простотой и лёгкостью. На полотне нарисована девушка, облаченная в скромный белый сарафан, доходящий ей до щиколоток. Ее волосы украшены лентой. Художник изображает ее в образе игривой леди, но одновременно ценитель показывает девственность её красоты. Извилистые контуры художника качественно изображают женскую фигуру. Возможно, если бы Давид не прекратил работу, то к портрету добавили бы модные аксессуары того времени и картина стала слишком блестящей. Наблюдая за картиной, можно заметить томный взгляд Жюли, она будто пытается что-то сказать, но сдерживает себя. Давид прекрасно понимал, что сложность работы не в обстановке, которая его окружает, а в настроении самой модели. Молодость и резкость – основные ее качества, очень было трудно справиться с ними.

Известные коллекционеры до сих пор обсуждают именно этап написания шедевра «Портрет мадам Рекамье». Картина наполнена жизненной силой и неспокойным внутренним состоянием художника, что привлекает всех ценителей искусства.