Анализ картины Жака Луи Давида Антиох и Стратоника - Жак Луи Давид
Анализ картины Жака Луи Давида Антиох и Стратоника

Анализ картины Жака Луи Давида Антиох и Стратоника

Картина французского художника Жака Луи Давида «Антиох и Стратоника». Размер картины 120 x 155 см, холст, масло. Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике».

В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме, и получает ее за полотно «Антиох и Стратоника».

Сюжет трактован в духе грациозной античности учителя Жака Луи Давида художника Жозефа-Мари Вьена, с легким оттенком фривольности и двусмысленности. Антиох — имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Сын первого известного под этим именем македонянина и полководца царя Филиппа, Селевк, сделался родоначальником царей Сирии.

Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер, родился в 323 году до нашей эры.

Любовь к своей мачехе Стратонике повергла Антиоха в опасную болезнь; постигши причину последней, царский лейб-медик Еразистрат открыл ее отцу, и последний уступил сыну свою молодую и прекрасную жену Стратонику.

Вступив на престол, Антиох в 281-261 годах до нашей эры тщетно пытался вновь завоевать Пергам, отколовшийся от Сирии; также старания Антиоха с 277 года до нашей эры прогнать кельтов, которые вторглись в Азию, увенчались успехом лишь наполовину. Затем Антиох начал войну с Птоломеем Филадельфом, который покорил своей власти всю Сирию до Дамаска включительно.

Неоклассицисты считали, что художник должен быть не просто наблюдателем и основное его предназначение не в том, чтобы просто запечатлевать окружающую действительность. Они считали, что предназначение художника – развивать у народа самосознание и мышление, прививать ему высокие моральные качества и эстетический вкус.

Так картины становились для неоклассицистов средством образования, вместо предмета искусства, при этом сохраняя многие черты простого классицизма, например, масштабность полотен и историчность выбранных тем.

«Антиох и Стратоника» написана по одной из легенд, которая, возможно, и случилась на самом деле. Антиох I, сын царя Филиппа – македонянина-завоевателя, жившего примерно за 300 лет до нашей эры – однажды сильно занемог. Он бился в лихорадке и постепенно иссыхал, словно что-то выпивало в нем жизнь.

Врачи оказались бессильны и не могли спасти сына царя, пока старый врач Еразистрат не нашел причину болезни. Ею оказалась пагубная страсть, источившая юношу – страсть к его мачехе, прекрасной Стратонике. Услышав о том, что сын его умирает из-за любви, царь Филипп отдал свою молодую жену Антиоху, и тот пошел на поправку и стал впоследствии велик.

На картине запечатлен тот момент, в который старый врач внезапно понимает природу болезни Антиоха. Вся его поза говорит о внезапном прозрении, вытянутый палец указывает на скромно улыбающуюся Стратонику. Царь здесь же, рядом, тянется к врачу, словно не веря. Антиох же смотрит в пространство – его болезнь уже в той стадии, когда больному не под силу следить за тем, что происходит вокруг.

Цвета картины приглушены и наливаются яркостью только в изображении Стратоники, словно подчеркивая её красоту.