Анализ картины Леонардо да Винчи Портрет Женевры де Бенчи - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Портрет Женевры де Бенчи

Анализ картины Леонардо да Винчи Портрет Женевры де Бенчи

Ранняя работа итальянского гения изображает Джиневру д’Америго де Бенчи — флорентийскую поэтессу XV века. Вероятно, это первый в истории живописи психологический портрет, на котором так отчетливо выражено настроение грусти, возможно, связанное с разрывом отношений героини со своим возлюбленным — венецианским послом Бернардо Бембо. Бледное лицо девушки с широкими скулами и узким разрезом глаз контрастно выделяется на фоне вечернего ландшафта с кустом можжевельника — джинепро — тонкий намек на ее имя. Картина демонстрирует несравненное техническое мастерство Леонардо. Контуры фигуры смягчены с помощью светотеневой моделировки — сфумато. Автор нарушил ренессансную портретную традицию и изобразил модель повернувшейся не влево, а вправо, соответственно расположив и источник света.

Произведение Леонардо Да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» относится к раннему творчеству художника. Художник очень часто рисовал женщин, это одна из отличительных особенностей его творчества. Кроме того, черты лица прорисованы настолько отчетливо и живо, что совсем не сложно угадывать мысли и чувства натурщиц.

То же касается и этой картины. На ней изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, поэтесса Флоренции конца XV века. Как полагают исследователи и эксперты, возможно, это и есть один из первых психологических портретов того времени, в котором особенно выражено настроение грусти.

По предположению, это связано с тем, что девушка не столь давно пережила расставание с венецианским послом Бернардо Бембо. Это чувство особенно подчеркивается игрой света и теней, которые виртуозно исполнял Леонардо Да Винчи. Акцент поставлен на бледном лице девушки, ее глазах и широких скулах, которые особенно выделяются на темном фоне пейзажа, который изображен на заднем плане. Грусть девушки дополнительно подчеркивается слегка размытыми контурами ее тела – это особая техника, которая носит название сфумато.

Леонардо Да Винчи внес достаточное количество нововведений в технику изобразительного искусства и в этой картине он также применил то, что не совсем свойственно итальянским портретам эпохи Ренессанса. Так, лицо Джиневры повернуто вправо, а не влево, как это было свойственно традициям портретного искусства.

Споры экспертов не стихают и по сегодняшний день по поводу этой картины. Некоторые из них полагают, что портрет Джиневры обрезан, то есть у девушки должны быть еще видны руки. Это связано с тезисом Леонардо, в котором он писал, что людей лучше всего изображать с руками, ведь они наиболее полно характеризуют состояние человека и его внутренний мир.

Кроме того, в коллекции Виндзорского замка сохранился рисунок, на котором изображены женские руки, пропорции которого удивительно соответствуют портрету Джиневры. Как знать, может это и есть продолжение картины.

На обороте произведения стоит эмблема — ветвь можжевельника внутри венка из лавровой и пальмовой ветвей. Латинская надпись на обвивающей их ленте гласит: «Красота — украшение добродетели».

Предполагается, что портрет Джиневры де Бенчи, был первой картиной, в которой Леонардо да Винчи олицетворил женщину. Картина принадлежит к раннему творчеству художника. Написано полотно примерно 1474-1476 году в Милане. Относится к времени Раннего возрождения флорентийской живописи. Леонардо да Винчи нравилось писать женские портреты. Существует две версии написания картины:

Джиневра де Бенчи выходит замуж, ей всего 17 лет. По тем временам модно было заказывать портреты.
Портрет заказал посол из Венеции, Бернардо Бембо для своей возлюбленной. Но портрет остался не востребованным, возможно угасла любовь посла или востребованная цена, оказалась очень высокой. Как известно услуги Леонардо да Винчи, стоили довольно дорого.
В те времена женские портреты писались в таких случаях:

В случае помолвки.

Перед выходом замуж. Если портрет писали в случае свадьбы, женщина всегда рисовалась взглядом вправо, а мужчина взглядом влево.

После смерти.

Возлюбленный на память олицетворял образ своей любимой.

Лишь только эта картина, вывезена за границы Европы. После войны было несколько попыток продать портрет. Тогда картина сберегалась в частной коллекции князей Лихтенштейна. На сегодняшний день полотно, принадлежит Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Портрет Джиневры де Бенчи, написанный маслом. Размер картины 38,8х36,7 см. На полотне изображена, флорентийская красавица и поэтесса, ценитель музыки и искусства. В конце ХV века, Джиневра де Бенчи нравилась многим за свой интеллект и талант. Красавица принадлежала к знатному роду и ее отец дружил со многими философами и литераторами того времени. Леонардо да Винчи был другом ее брата и часто останавливался в их доме.

Особенностью портрета Джиневры де Бенчи, является полное отсутствие драгоценностей на девушке, что абсолютно не присуще тем временам. В эпоху Ренессанса, на холстах, женщин изображали взглядом направленным вправо. На картине Леонардо да Винчи, девушка смотрит в противоположную сторону. Это было нововведение, которое внес гений Леонардо да Винчи. Это еще раз доказывает, что художник умел изображать свет и тень, передавать правильные черты изображаемого человека. Остается только догадываться, что же случилось на самом деле.

Узнаваемость картины Леонардо да Винчи показывает, что полотно сохранился не полностью и до полного восстановления не хватает всего лишь 9 см.

Пейзаж, расположенный за спиной девушки горный, как и на многих картинах художника. На портрете Джиневра де Бенчи, изображена в скромном по тем временам платье, терракотового цвета, с наброшенным на плечи черно-коричневым шарфом. На картине изображен стиль одежды женщин того времени: обязательное использование корсета, причесанные волосы на пробор, слегка завивающиеся локоны у висков. Игра света и техника исполнения картины, подчеркивают стиль Леонардо да Винчи. Джиневра де Бенчи изображена на темном фоне пейзажа. Все это подчеркивает ее размытые, не четкие линии тела, эта особенная техника называется сфумато, которая впоследствии принесет славу Леонардо да Винчи. Этого эффекта на картине, Леонардо да Винчи добился при помощи масляной глазури.

Где резкие перепады между светом ми тенью, создают впечатление живого воздуха вокруг изображаемых людей.

Леонардо да Винчи впервые изобразил не красоту в портрете Джиневры де Бенчи, а эмоциональное состояние флорентийки. Глаза нарисованы очень четко и выразительно, что выдают всю грусть и ее внутреннее настроение на фоне можжевельника. Джиневро, с итальянского языка, это можжевельник. На что очень тонко намекнул художник Леонардо да Винчи, как зовут красавицу на картине. Возможно, этот все связано с расставанием Джиневры де Бенчи с ее любимым Бернардо Бембо. Она также его любила, но скоро Джиневра де Бенчи выходила замуж за нелюбимого человека, и была очень религиозна.

Муж был старше ее на много лет. Впоследствии Бембо вернулся в свою семью, чем еще больше разбил сердце красавицы. Джиневра де Бенчи никогда не имела детей. Она решила жить в изгнании, где впоследствии умерла от туберкулеза. На обороте полотна стоит эмблема, которая олицетворяет: ветку можжевельника, внутри которого расположились лавровая и пальмовая ветвь, а также знаменитая надпись: «Красота — украшение добродетели».

Портрет Джиневры де Бенчи выполнен в стиле Леонардо да Винчи. Неподвижное без эмоций лицо. По тем временам модно было сбривать женщинам брови, что придает лицу Джиневры де Бенчи еще более холодного и деревянного взгляда. Леонардо да Винчи сосредоточил все свое внимание на внутренней красоте девушки. Тяжело сказать, что хотел показать Леонардо да Винчи на своей картине.

На портрете Джиневра де Бенчи выглядит очень надменно и холодно. На ее лице, отсутствуют всякие чувства, по мнению экспертов. Если внимательно присмотреться к портрету Джиневры де Бенчи, то можно увидеть, что один глаз девушки слегка прищурен и смотрит прямо на вас, что только подчеркивает замкнутость ее характера. По тем временам считалось, что такой взгляд принадлежал колдуньям и ведьмам.

Известный портрет Джиневры де Бенчи, выполненный гениальным мастером Леонардо да Винчи, можно посмотреть в Национальной галерее искусств Вашингтона, округ Колумбия, Америка.

По поводу этого портрета до сих пор не утихают споры и различные гипотезы.

Многие эксперты считают, что картина Джиневры де Бенчи обрезана. На портрете не хватает женских рук. Леонардо да Винчи придерживался такого мнения, « что людей всегда нужно рисовать с руками, так как только руки могут показать внутреннее состояние и духовный мир человека».

В Виндзорском замке, находится этюд, нарисованный Леонардо да Винчи, с изображением женских рук, они так идеально подходят к портрету Джиневры де Бенчи. Кто знает, может это есть вторая часть картины.

Существует много споров, что художник никогда не рисовал конкретных женских портретов. Он просто идеализировал и совершенствовал женский образ. Что это первый психологический портрет Джиневры де Бенчи, написанный Леонардо да Винчи.

Многие считают, что все картины Леонардо да Винчи рисовал только кистью. При детальном осмотре портрета обнаружился след пальца гения. Присутствует он там преднамеренно или случайно можно только догадываться.

По тем временам, портрет женщины, которая выходит замуж, должен быть нарисован, с обращенным взглядом вправо. Но на картине лицо Джиневры де Бенчи расположено в другую сторону. Если бы это была помолвка, девушка должна иметь на себе много различных украшений, демонстрируя богатство ее приданого. Предполагается, что, портрет с изображением Джиневры де Бенчи, был все же заказан ее возлюбленным Бернардо Бембо.

Для почитателей таланта Леонардо да Винчи, главное, что прекрасный шедевр «Портрет Джиневры де Бенчи» сохранился до наших дней. Что дает возможность любоваться очаровательным образом флорентийской красавицы того времени, а также гениальностью и мастерством великого художника.