Анализ картины Владимира Лебедева Портрет С. Д. Лебедевой - Русские художники
Анализ картины Владимира Лебедева Портрет С. Д. Лебедевой

Анализ картины Владимира Лебедева Портрет С. Д. Лебедевой

Как ни странно, но слова эти можно счесть также и едва ли не абсолютной характеристикой лебедевского «Портрета Н. А. Лекаренко». «Девушка тридцатых годов» — словосочетание это рождает ассоциации с эпохой строительства советского государства, пятилеток, индустриализации. Но, глядя на портрет, мы видим лишь молодую женщину. В этом полотне много эффектов, казалось бы, недоступных масляной живописи. Прозрачно-акварельные серо-голубые глаза, мягкий, словно растекающийся контур малинового рта, нежный румянец. Портрет построен на сочетании холодного синего с пятнами охристо-жёлтого и тёплого розового.

Портрет С. Лебедевой, написанный в 1936 году, художник посвятил своей первой жене, Сарре Дмитриевне Лебедевой (Дармолатовой). На картине изображена миловидная женщина с умным лицом и доброжелательным взглядом, такая, какой её знали современники. Портрет оставался у художника до самой его смерти.

Сарра Дмитриевна известна как выдающийся советский скульптор, автор многих знаменитых произведений монументального искусства и участница Общества русских скульпторов. Ей принадлежат скульптурные изображения Дзержинского, Чкалова, писателя А. Твардовского и множества других деятелей политики и культуры. Её первое знакомство с Владимиром Лебедевым состоялось в первой половине 1910-х годов, когда она изучала искусство в частной школе Михаила Бернштейна в Петербурге. С тех пор они жили вместе. По-видимому, в то время художник ещё не создавал портретов своей супруги: по крайней мере, достоверных сведений о ранних картинах не сохранилось.

Уже в 1930-х гг. Владимир и Сарра расстались. Как сообщал сам Лебедев, причиной для развода стала тяга к искусству: по его словам, трудно жить одной семьёй двум высоко талантливым людям. После расторжения брака Владимир Васильевич был женат ещё дважды, но благожелательные и очень тёплые отношения с Саррой Дмитриевной сохранялись на протяжении всей жизни.

Сарре Лебедевой художник посвятил ещё несколько портретных работ, в том числе малоизвестных. Сейчас известный портрет 1936 года занимает своё место в Государственном Русском музее в Петербурге, на родине Сарры Дмитриевны и её мужа.

Ультрамариновая драпировка почти сливается с тёмно-синей одеждой. Нейтральный фон как бы сгущается вокруг фигуры. Его цвет представляет собой смешение синего с вкраплениями розовато-фиолетового. Спокойная поза оттеняет общее настроение задумчивости, запечатлённое автором.

Обилие оттенков синего подчёркивает красоту жемчужно-бледной кожи, в цвете которой от этого ярче проступает тёплый тон. Живописный слой портрета очень тонок, сродни акварельному.

Ругаемый за подражание импрессионизму, Лебедев во всех своих живописных работах сохранил живой, яркий цвет. Художник известен, прежде всего, как виртуозный график и как создатель советской детской книги. Его этюды балерин и танцовщиц заняли своё место в ряду лучших достижений советской графики. В живописи же он начинал свой путь с кубистических опытов.

Эти эксперименты с пространством, фактурой и колоритом впоследствии переросли в то, что сам Лебедев называл живописным реализмом. Портрет из нашего собрания стоит в ряду прекрасных лебедевских женских образов того времени. Если говорить об особенностях женских образов в творчестве Владимира Лебедева, то его привлекали яркие личности или колоритные фигуры, дававшие развернуться сторонам его таланта. Замкнутая, погружённая в себя модель производит впечатление сложного, неоднозначного человека. Она не похожа на румяных и радостных строительниц коммунизма, её образ скорее напоминает о художественной богеме. Немного высокомерное выражение лица странно сочетается с неуверенностью в себе. Явно не только молодость и красота заинтересовали Лебедева в этой женщине. Автор не даёт однозначной характеристики своей модели. В портрете нет «лишних» подробностей.

Лебедев считал условность одним из основных законов живописи. На первый взгляд художник занят чисто колористическими задачами, игнорируя пространственное решение холста. Однако лицо, при этом, кажется приближенным к зрителю, а фигура слегка наклонённой вперёд. Серия женских портретов, созданных Лебедевым в 1927-1940-х годах, говорит о его несомненном интересе к этой теме, столь разнообразно решённой в каждом из них. Работа, находящаяся в собрании нашего музея — это ещё одно высказывание большого мастера на тему женственности в искусстве.