Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Арсеньевой - Анализ картин
Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Арсеньевой

Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Арсеньевой

Картина была написана в 1790 году. На полотне художника Боровиковского изображена Екатерина Николаевна Арсеньева — старшая дочь генерала Арсеньева. Художник изобразил молодую девушку-подростка в белоснежном воздушном платье с ниткой жемчужного ожерелья вокруг женственной фарфоровой ручки.

В руках молодая девушка держит спелое яблоко. Ее лицо нежное и невинное, в то же время искрится кокетливостью и игривостью. Девушке на картине не более 16 лет. Автор показал возраст, акцентировав внимание на румяных, по-детски пухлых щечках.

Нежная фарфоровая кожа словно светится изнутри. Белокурые кудряшки свободно спадают на открытые нежные плечи. Локоны слегка выбиваются из под соломенной шляпки, кокетливо надетой на голову. Шляпка украшена колосьями пшеницы, небрежно воткнутыми в край шляпки.

По тонкому материалу платья можно догадаться, что девушка из богатой знатной семьи. Девушка сидит, скорее всего, на лужайке в саду или в парке. На заднем фоне можно разглядеть зеленые ветви деревьев и зелень травы.

Современники называли Екатерину Арсеньеву «Русской Венерой с курносым лицом». Девушка в это время училась в Смольном институте Благородных девиц, где вероятно и был написан ее портрет. Это один из «сентиментальных портретов», популярных в то время. Фигура девушки выделяется яркостью и сочностью красок.

Художник изобразил девушку жизнерадостными и теплыми мазками, которые показывают живость и искренность ее характера. Картина словно подернута дымкой, детали и черты немного смазаны. Эта фирменная манера написания портретов Боровиковским выделяет его среди других портретистов того времени.

Боровиковский часто рисовал портреты красивых молодых девушек в присущей ему манере. Он акцентировал внимание не на статусе молодых воспитанниц и не на богатстве их одежд. В его портретах можно увидеть красоту молодости и детскую непринужденность в выражении кокетства. Картину можно увидеть среди экспонатов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Боровиковский Владимир Лукич — русский живописец, мастер парадных, торжественных портретов знатных, высокопоставленных и монарших особ.

Особенно он прославился написанием женских портретов — камерных, изящных, легких, в которые он привносит толику чувствительности, нежности, естественности и сентиментальности. Целая галерея женских портретов Боровиковского украшает музеи страны.

И, конечно же, портрет обаятельной румяной девушки обязательно обратит на себя внимание своей свежестью. Художнику позирует старшая дочь генерала Арсеньева Н. Д. — Екатерина Николаевна Арсеньева. Она воспитанница общества благородных девиц при Смольном, в 1796 году ее примут в фрейлины, а в 1800 году она выйдет замуж.

А пока на нас кокетливо и как бы нарочито свысока, радостно и задорно смотрит юная девочка-подросток, находящаяся в той прекрасной поре, когда уже не ребенок, но и еще не девушка.

На ней воздушное белое платье, браслеты из жемчуга, в руках яблоко, локоны разметались из-под соломенной шапочки пастушки. Изображена она на фоне зеленой листвы, возможно, в саду или на балконе. Ощущение полной гармонии, единения девушки и природы.

Катенька опирается на каменную ограду, и весь ее вид говорит о подвижности и живости характера. Кажется, что еще минутку она постоит, а потом упорхнет дальше, смеясь и радуясь своей молодой энергии.

Это очарование юности прекрасно передано Боровиковским. У девушки совершенно русский, славянский облик — милый овал с ямочками, вздернутый носик, белая кожа и румяные щеки, как говорится «кровь с молоком».

Чувствуется и яркий характер героини – веселость и дерзость, озорство и кокетство, своенравие и жизнелюбие.

В своей работе Боровиковский как всегда виртуозно, легкими мазками передает общее настроение портрета – молодость, нежность, привлекательность юной девушки и искренность ее чувств.

Владимир Лукич Боровиковский выдающийся портретист 18 столетия. Самые знаменитые его картины – это портреты молоденьких и красивых девушек. «Портрет Арсеньевой» как раз такой.

На картине изображена девочка лет шестнадцати. У неё светлые кудрявые волосы длинной ниже плеч. Румяные пухлые щёки, но достаточно белая кожа. По наряду девушки можно догадаться, что она из знатного рода.

Платье её белого цвета, с золотыми украшениями на рукавах и горловине. А на голове девчушки красуется необычная по форме шляпка золотистого оттенка. Из шляпы торчат перья или колосья пшеницы. Девушка смотрит на нас гордым взглядом. Нос её слегка приподнят вверх. А губы складываются в лёгкую улыбку.

Судя по заднему фону, девушка сидит на открытом воздухе. Позади неё ясное голубое небо и зелёное молодое дерево. На правой руке и девушки два тоненьких жемчужных браслета. А в левой руке девушка держит жёлтое яблоко. Многие символисты считают, что это яблоко символизирует наш мир, а смысл в том, что наш мир в руках девушки. Но другие утверждают, что яблоко и причудливая шляпка являются символом простоты, которую хотел передать Боровиковский.

Но кто же действительно это красивая девочка? Екатерина Арсеньева являлась ученицей Смольного института благородных девиц. А Боровиковский посвятил много картин именно воспитанницам этого института. Арсеньева, действительно, происходила из знатного рода. Её отец был военным, он даже участвовал в штурме Измаила в ходе русско-турецкой войны.

Но не происхождение этой девушки важно. А важно то, что своими портретами милых девушек Боровиковский как будто говорил, что нет ничего прекрасней на свете, чем красота юной девушки.

Полюбоваться на картину «Портрет Арсеньевой» можно в Государственном Русском музее, который находится в Санкт-Петербурге.