Анализ картины Клавдия Лебедева Крещение киевлян - Анализ картин
Анализ картины Клавдия Лебедева Крещение киевлян

Анализ картины Клавдия Лебедева Крещение киевлян

Клавдий Васильевич Лебедев был выходцем из простой крестьянской семьи. Уже с детства юный художник проявлял интерес к истории Отечества и церковной тематике. Затем расписывал стены и купола соборов, писал иконы и иллюстрировал Библию. На протяжении многих лет преподавал азы живописи молодым дарованиям.

Свои работы Лебедев писал в стиле реализма. Множество из его картин отражает быт русских бояр, особенности и образ их жизни. Кроме того, Клавдий Васильевич выполнил огромное количество рисунков по мотивам народных сказок. Художник поддерживал долговременное сотрудничество с различными печатными изданиями, где публиковались его работы.

Среди его знаменитых полотен выделяют «Крещение киевлян». Произведение иллюстрирует одно из важнейших событий в истории государства – принятие христианства русским народом. Центральной фигурой картины является князь Владимир. Вокруг него столпились старцы с иконами, позади их виднеется крест. Множество людей погрузились в воды реки. Среди собравшихся и дети, и взрослые, и старики.

Отраженные события датированы 988 годом. Именно этот период официально признан этапом становления религии на Руси. Однако более верным будет считать это лишь началом процесса, так как принятие веры и ее канонов продолжалось еще несколько лет после крещения князем Владимиром.

В течение долгого времени повсеместно христианство встречало сопротивление народа. Причиной этому стала феодальная раздробленность и нежелание подчиняться одному князю. Однако спустя практически 50 лет, первые церкви начинают появляться повсеместно.

Самым знаменитым полотном Клавдия Лебедева является картина «Крещение киевлян». Произведение иллюстрирует важное событие в истории Русского государства – принятие христианства князем Владимиром и массовое «добровольно-принудительное» крещение киевлян.

Владимир Святославич, безусловно, является центральной фигурой данной картины. Князь стоит на деревянном помосте у Днепра, с задумчивым и одухотворённым выражением лица. Рядом с ним – княгиня и многочисленное потомство Владимира (до обращения в христианство он содержал большой гарем).

По левую руку от княгини – целая толпа греческих священнослужителей, прибывших из Византийской империи. Они держат иконы с изображением Христа и Богородицы, а также большой, богато украшенный крест.

Самый главный священник выступил вперёд коллег и встал на самом краю помоста, сколоченного над рекой. Это первый киевский митрополит Михаил. Он был не греком, а болгарином, сербом или сирийцем (по разным данным). Взгляд этого седого старика с длинной бородой направлен в небеса. Вид у него чрезвычайно серьёзный и торжественный.

Обе руки он простирает к водам Днепра, в которых находится множество обнажённых киевлян – мужчин, женщин, детей. Как известно, по повелению князя Владимира в этом обряде приняли участие все без исключения жители Киева, включая детей младенческого возраста и пожилых людей.

В один день крестилось сразу всё население столицы – тысячи человек. Клавдий Лебедев учёл этот факт, поэтому убедительно показал на картине, что эта площадка для крещения – не единственная на берегу Днепра. Далее на среднем и на заднем плане мы видим ещё и ещё – группы священников с большими крестами – на берегу и толпы крестящихся людей – в водах русской реки.

Но на главной площадке, на переднем плане, священнослужителей особенно много. Здесь же поёт церковный хор. А за спиною князя и его семьи терпеливо ждут своей очереди ещё множество киевлян.

Художник удачно изобразил настроение своих персонажей. Князь Владимир показан очень увлечённым новой религией. Таким он и был. До принятия христианства это был величайший грешник, а после принятия – стал исключительно богомольным, милосердым и благодетельным человеком. Княгиня и сыновья Владимира показаны абсолютно покорными его воле. Священники – серьёзными и одухотворёнными. А народ – недоумевающим, но готовым выполнить волю своего правителя.

В целом, Клавдий Лебедев постарался создать максимально достоверное с исторической точки зрения произведение. И, по моему мнению, это у художника получилось. Его картина во многом повторяет старинные иллюстрации из древнерусских летописей. Однако выполнена она, естественно, на гораздо более высоком профессиональном уровне.