Деревенская Россия – одна из излюбленных тематик в творчестве Серова. Кто, как не Серов, мог точно воспроизвести повседневность крестьянской жизни, показать трудовые будни крестьян. Художник не тяготил к воспроизведению подчеркнутой убогости деревни или приукрашенной природы: он смотрел на деревню с точки зрения реалиста. Но деревенские картины Серова наделены нотами нежности и сердечности, как, например, «Баба с лошадью» 1889 года.
В центре картины находится молодая русская девушка с красными от мороза щеками и задорной улыбкой. Она держится за уздечку своей лошади, которая заметно обросла, и её грива спадает на глаза.
Добродушная красавица в ярком платке с широким русским лицом и белозубой улыбкой явно позирует художнику. Рядом — лохматая смирная лошадка. Сверкает белый снег на земле и крыше сарая, кажется, даже чувствуешь бодрящий запах зимнего дня.
Серов писал картину Баба с лошадью в настоящий мороз. В такую погоду работать масляными красками невозможно – Серов принял решение отложить краски и взяться за пастель. Как рассказывал художник, ему хотелось отразить в картине радостное ощущение русского мороза, который сильно румянит щеки, и заставляет лошадь прижаться к своей хозяйке.
Серов писал картину не в одиночестве: еще в начале работы его окружили крестьяне. Хватало всего несколько штрихов, чтобы крестьяне начинали выкрикивать названия того, что видели на пастели: нос, губы, платок. Жители деревни до самого конца наблюдали за работой художника и удивлялись тому, как Серов владеет мастерством рисунка. Казалось, достаточно взять карандаш, чтобы также реалистично изобразить окружающее. Серов не раз признавался, что не критики заставляют его гордиться своими работами, а крестьяне и их одобрение.
Прошло уже несколько десятилетий, а «Баба с лошадью» Серова по сей день отражает правдивость деревенской жизни в морозную русскую зиму.