Анализ картины Виктора Васнецова Царевна-несмеяна - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Царевна-несмеяна

Анализ картины Виктора Васнецова Царевна-несмеяна

В центре сюжета – царевна, полная неуемной тоски, кою пытается развеять огромная толпа добровольцев. На девушке кипенно-белое платье с подолом, расшитым золотыми нитками. Композиционный центр художник специально сделал так высоко и справа, чтобы поместить больше людей в левой части полотна.

Работа отличаются многофигурностью и композиционной разноплановостью. Васнецов мастерски владеет взглядом зрителя, помещая его сначала на пляшущих скоморохов, затем – к пышной бабке-ведунье и лекарю внизу справа.

В центре шаркают в поклонах, словно заграничные послы, бояре. Не сразу заметны толпы зевак за пределами царских палат – глазеющих в окна.

Главная героиня, царевна Несмеяна, расположена выше всех в композиции и в сюжете – на белом троне со табуретом для ног. Видно, как девушка страшно устала от творящейся вокруг вакханалии. Взгляд ее – скорее не вдаль, а вглубь; волосы расплелись, голову венчает драгоценная диадема.

При взгляде на высеченные строгие лица на капителях сводов позади трона, приходит мысль, что царевна грустит из-за заточения во дворце по воле отца.

Богатейшая палитра картины объединяется двумя самыми большими тотальными акцентами – белоснежным платьем несчастной Несмеяны и ярко-красной скоморохской рубахой.

Некоторые искусствоведы трактуют “Царевну-Несмеяну” Виктора Васнецова куда более фундаментально. Роспись наподобие фресок на заднем плане символизируют прошлое России. Девичья печаль – ее настоящее. По левую руку царевны – светлое, манящее будущее. О нем говорит и колонна, раскрашенная в елочку, сильно напоминающую полосатую русскую версту. Слоновая кость – символ центра мира – материал трона, на котором как на распутье восседает Несмеяна.

В картине используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне, которая внушала своим родителям страх за свое здоровье, так как никогда не смеялась, ее ничто не радовало. Чтобы не делал царь-отец, девушка никак не реагировала ни на веселье, ни на лекарства, ни на колдовские снадобья.

На полотне как раз изображен такой момент – тоскующую царевну пытается всячески развлечь толпа разных людей. Композиционный центр картины – фигура царевны в белоснежном платье с вышивкой золотой нитью по подолу – специально смещен вверх и вправо, чтобы разместить как можно больше фигур.

Особенностью полотна является многофигурность и многоплановость композиции. Расположение персонажей таково, что взгляд рассматривающего картину постепенно скользит от фигур лихо отплясывающих скоморохов на переднем плане к изображению полнотелой бабки-ведуньи и старого лекаря с прописями в правом нижнем углу. Центральная часть левой половины картины занята изображениями бояр в горлатных шапках и расшаркивающихся в версальском поклоне западных послов. Но и это еще не все персонажи этой объемной картины. Если присмотреться, справа за окнами видны толпы любопытных, заглядывающих в царские палаты и от души хохочущих над шутками шутов и скоморохов.

Центральный персонаж картины – сама царевна Несмеяна. Он сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.

Это богатое по цвету полотно объединяют в единое целое два крупных тональных акцента – белое платье царевны и алая рубаха скомороха.

Картина «Царевна-Несмеяна» была написана по одноименной русской сказке. В ней говорится о том, что царь имел дочь, которую никто не мог развеселить – она всегда была грустной. Он не мог смотреть на нее, так как родительское сердце болело от того, что девушка так и чахла на глазах. Вот он и созвал все царство, сообщив о том, что тот, кто сможет развеселить царевну, получит ее руку и полцарства в придачу.

В самом центре картины можно увидеть княжну, которая грустит, несмотря на то, что вокруг нее все веселятся. Расположена она на высоком троне. При этом все ее лицо, поза и стан выражают внутреннюю печаль. Ее глаза поникли, а взгляд устремлен вдаль. Положение тела и рук позволяют предположить, что ей скучно, что она устала от всех этих людей.

Вокруг нее не только подданные отца, но и женихи, которые приехали издалека. Однако никто из них не может развеселить грустную царевну. Ей будто бы вовсе нет дела до всех этих людей.

Пропасть между главной героиней и всеми остальными героями картины передается за счет художественных приемов, которые использовал Васнецов.

В первую очередь в глаза бросается то, что царевна расположена на высоком троне. Это уже говорит о том, что автор ее возвысил над остальной массой. Ее поза очень статна, что свидетельствует об ее высоком статусе. Этого нельзя сказать о толпе людей, которая ее окружает. Одета девушка не так, как все остальные: ее белый наряд выделяется на фоне темной зелено-красной одежды всех остальных. Трон, на котором расположилась царевна, выполнен из слоновой кости. В народе считалось, что она символизирует центр мира.

Картина была написана художником в период с 1914 по 1924 гг. Многие критики утверждают, что данным произведением автор хотел подметить положение России в те времена.